28/08/21

Зачем Советской армии понадобились трубопроводные войска в Афганистане

Любая крупномасштабная военная операция требует огромных экономических ресурсов для поддержания армии, и Афганская война, начавшаяся в 1979 году, не исключение. Суровый рельеф Афганистана, большая часть которого занята горными цепями и плоскогорьями, создавал некоторые проблемы для снабжения частей горюче-смазочными материалами, такими как бензин, керосин и дизельное топливо. А топливо для армии — словно кровь для человеческого организма.

Колёсные машины с трудом проходили многочисленные перевалы и бездорожье, а путь мог занимать слишком много времени. Наступательные действия могли быть сорваны. Первое время для перевозки топлива использовалась транспортная авиация. Одним из её недостатков считалась заметность вертолетов и самолетов для засад «душманов» и отсутствие множества площадок для посадки в нужный момент.

Для решения задачи транспортировки горючего командование советских войск решило использовать особые трубопроводные войска. Они осуществляли монтаж магистральных трубопроводов, по которым топливо переправлялось на дальние расстояния. Кроме того, им предписывалось охранять трубопровод и устранять любые неисправности и утечки. Впервые данные формирования появились на завершающей стадии Великой Отечественной, и благодаря им Красная Армия смогла переправить 600 тысяч тонн горючего для нужд флота на Черном море и речных сил на Дунае. Официальное же рождение «трубачей» состоялось в 1952-году, когда они стали полноправным родом специальных войск.

Отдельный трубопроводный взвод в 1980 году проложил коммуникацию между югом Узбекской СССР и северным Афганистаном прямо по дну реки Амударья. На базе 14 отдельного батальона «трубачей», прибывшего из Восточной Германии была образована 276-я трубопроводная бригада. Уже к лету 1982 года в гористой афганской местности появились два трубопровода, длина которых в сумме составила более 600 километров. Финальным пунктом являлся город Баграм у Кабула, где находилась база по хранению горючего. Надо ли говорить, что без этой титанической работы часть военного транспорта была бы парализована. В этом случае советские солдаты могли попасть в еще более затруднительное положение.

Несмотря на формальное причисление к снабжению тыла, «трубачи» полноправно отдавали долг Родине на передовой. За десять лет кампании расход горюче-смазочных материалов приблизился к 4 миллионам тонн — это равно четверти объема ГСМ, израсходованных за всю Великую Отечественную.