03/02/26

Туалеты на Руси: почему они всегда находились далеко от домов

Туалетный этикет русских, хранит множество удивительных фактов о жизни наших предков. Как на Руси справляли нужду, как это было связано с верой и почему Петру I пришлось бороться с антисанитарией почти как с вражеской армией?

Из леса — в сруб: эволюция «нужника»

В древности, на бескрайних и малонаселенных просторах, специальных построек не было. Люди просто отходили подальше от дома в специально отведенное, известное всем жителям поселения место — отсюда и название «отходное» или «отхожее». Экологичность была в почёте: отходы закапывали, не загрязняя территорию.

С ростом населения и плотности застройки появился первый прообраз туалета — деревянный сруб-сортир. Он давал уединение и защищал от непогоды. Такие «скворечники» стали неотъемлемой частью русского пейзажа и, к слову, во многих сёлах успешно служат до сих пор.

Чистота — забота не только о теле, но и о душе

Вопреки стереотипам о «немытой Руси», гигиене уделялось серьезное внимание, причем на самом высоком — религиозном — уровне. В средневековом сознании чистота телесная была неотделима от чистоты духовной. Запачкав тело, человек осквернял и душу. «Домострой» XVI века призывал к опрятности, а памятник XII века «Вопрошание Кириково» давал конкретные указания: например, запрещалось молиться с немытыми руками.

Туалет, как и баня, считался местом «скверны». Посетив его, требовалось обязательное очищение — умывание или даже обливание ключевой водой. На отношение влияли и ветхозаветные правила: считалось неприличным обнажаться больше необходимого, а предаваться высоким мыслям в процессе и вовсе запрещалось.

Петр I и великая битва за чистоту Москвы

С приходом к власти Петра Великого началась насильственная «европеизация» быта, и санитария стала одной из головных болью реформатора. В переполненной Москве царила антисанитария: выгребные ямы переполнялись, а во время паводков нечистоты текли прямо по улицам, сливаясь в реку Неглинку. В 1699 году царь издал грозный указ «О соблюдении чистоты в Москве», но привычки горожан были сильнее угроз.

Завещание Распутина: почему оно 80 лет было засекречено

Дошло до курьёза: в 1727 году чиновники Оружейной палаты Кремля жаловались, что «смердящий дух» от близлежащих отхожих мест представляет опасность для… царской золотой и серебряной посуды, которая может почернеть!

Строительство Петербурга отвлекло царя от московских проблем. Новая столица с самого начала создавалась по европейским стандартам. Уже в 1710 году в Летнем дворце появился первый в России ватерклозет с проточной водой. Вслед за монархом подобную роскошь позволил себе его фаворит — светлейший князь Александр Меншиков.

Бурдалю, или искусство быть дамой в кринолине

Петербургские дворянки XVIII века во всем стремились подражать западным образцам, в том числе, и в соблюдении туалетного этикета. И если дома благородные дамы использовали фарфоровые или фаянсовые «ночные вазы», то во время длительных поездок и светских приемов для этих целей служили бурдалю (бурдалу).

За красивым словом французского происхождения скрывается небольшое женское судно для мочеиспускания (утка) продолговатой формы с одной ручкой. Внешне бурдалю похоже на современный соусник. С его помощью аристократки, не носившие панталон, могли справить нужду, стоя прямо в людном месте, а благодаря длинным пышным юбкам с кринолинами мочеиспускание оставалось незаметным для посторонних глаз. Разумеется, подавать благородным дамам и выносить такие сосуды должны были служанки.

Считается, что бурдалю придумали парижанки, которым приходилось подолгу стоять в церкви, слушая духовные проповеди представителя ордена иезуитов Луи Бурдалу (1632—1704 гг.). Не имея возможности отлучиться по нужде, аристократки нашли оригинальный способ, как выйти из положения.

Изобретательность западных графинь и герцогинь оценили и русские дамы. Правда, ни в церквях, ни во дворцах они не пользовались подобными предметами. А вот в долгую дорогу с собой брали, скромно спрятав бурдалю в муфту. Путешествуя в карете по нашим ухабам, дворянки вынуждены были так поступать. Часто содержимое подобных сосудов просто выливалось по пути из окна кареты. Люди попроще пользовались для этой цели обычными горшками или ведрами.

Ретирады и взгляд со стороны

В середине XIX века хозяев деревянных туалетов, расположенных в московских двориках, решением городской думы обязали пускать в них всех прохожих и проезжих людей любого сословия. Затем в центре города, рядом с вокзалами и рынками стали появляться каменные общественные туалеты, которые назывались «ретирады», что переводится с французского языка как «убежище».

Одной из первых обзавелась публичной ретирадой Смоленская площадь Москвы. Поскольку все новое и непривычное страшит обывателей, еще в 1900 году простолюдины стеснялись заходить в это странное здание. Общественным туалетом чаще пользовались студенты, люди образованные или самоуверенные купцы.

Подробное описание русских туалетных традиций оставил японский предприниматель Дайкокуя Кодаю (1751—1828 гг.), потерпевший кораблекрушение и проживший в России около 10 лет. Вернувшись на родину, он дал письменные показания представителям власти о разных сторонах жизни в нашей стране.

Японец рассказал соотечественникам: «Над полом в нужнике имеется сиденье вроде ящика высотой 1 сяку 4-5 сунов (примерно 45—50 см). В нем вверху прорезано отверстие овальной формы, края которого закругляются и выстругиваются до полной гладкости. При нужде усаживаются поудобнее на это отверстие, так, чтобы в него попадали и заднее, и переднее тайное место, и так отправляют нужду… Для детей устраиваются специальные сиденья пониже».

В домах богатых людей нужники бывают каменные на 4-5 мест с печами, чтобы не мерзнуть зимой. Испражнения попадают в выгребную яму, которую раз в месяц очищают люди низкого происхождения.