Походная жизнь казаков была суровой и бездомной, но в ней находилось место для любви. Возвращаясь из набегов в турецкие или татарские земли, воины часто привозили с собой не только трофеи, но и пленниц. «Как возвертаются из похода, глядишь, тот ведет жену турчанку, другой — татарку, третий — черкешенку, а то — и польку», — вспоминали станичники.
Эти женщины, попавшие на Дон волею судьбы, становились женами казаков, давали начало семьям и новым поколениям. «Кто из похода вернулся с женой, стал строить курени», — говорили в народе. Так, по мнению историков, добрая половина казачества сформировалась благодаря смешанным бракам с иноземками — турчанками, татарками, калмычками, черкешенками.
Судьба пленницы
Положение привезенной жены было непростым. Согласно некоторым источникам, казак мог с ней не только развестись, но и продать. В исторических документах встречаются записи, подобные этой: «Александр Товарищев купил у казаков “жонку-татарку” с дочерью 5-ти лет, заплатил 20 руб.».
Детей от таких союзов, особенно рожденных еще «на чужбине», поначалу не особо жаловали. В вечных походах и тревоге им было трудно выжить. Но когда казаки стали прочно оседать на земле, привозя жен с собой, ситуация изменилась. Для ребят, чьими матерями были турчанки или татарки, на Дону закрепилось особое название — «тума».
Низшие касты на Руси: чем холоп отличался от смерда
«Емельяном зовут Кузьминым, а сын тума, родился-де он, Емелька, на Дону… отец-де его, Кузьма, был русский человек, а мать — туркeня», — гласит документ XVIII века. Интересно, что это прозвище носил и легендарный Степан Разин, что позволило историкам предположить о восточном происхождении его матери.
Взаимное влияние
Судя по всему, казаки относились к детям, рожденным турчанками и татарками, ничуть не хуже, чем к остальным. Тем более, что среди взрослых казаков нередко тоже оказывались иноземцы. Если верить Михаилу Астапенко, автору книги «История донского казачества», в казачье братство вступали русские, украинцы, белорусы, поляки, турки, татары, калмыки, грузины, черкесы и представители многих других окрестных Дону народов. Поэтому казаки традиционно обучали своих сыновей, матерями которых были восточные женщины, военному делу. Глава семьи (как правило, опытный воин) учил детей верховой езде, обращению с саблей, ружьем, пикой и другим оружием. Девочки же помогали матерям по хозяйству.
Интересно, что «тумы» оказали значительное влияние на казачество. Дети, рожденные турчанками, татарками и представительницами иных национальностей, в малолетстве, без всякого сомнения, перенимали их родной язык. Вырастая, они нередко использовали отдельные слова в разговорной речи. Благодаря этому обстоятельству, как пишет Сергей Сапожников в своей книге «Историки о происхождении Донского казачества. Ассимиляция или вымысел?», и образовался казачий разговорный язык. Сказались смешанные браки и на внешности казаков (например, смуглая кожа), и на образование фамилий. Тот же Губанов из Еланской рассказывал: «С того времени и пошли у нас фамилии: Турчаниновы, Татариновы, Черкесовы, Грековы, Поляковы».
