Этот самоходный миномет был принят на вооружение Советской Армии в начале 70-х годов ХХ века. И показал себя как эффективное оружие в самых болевых точках Советского Союза и постсоветской России – в Афганистане и в Чечне.
Для чего он предназначался и что может
Как пишет историк российского вооружения Александр Карпенко, эта гусеничная самоходка начала разрабатываться уральским ОКБ-3 еще в середине 60-х годов. Одновременно создавались такие известные советские артсистемы, как гаубицы «Гвоздика и «Акация».
«Тюльпан» изначально предназначался для поражения целей в боевых условиях, предусматривающих особые обстоятельства – миномет «2С4» должен был уничтожать объекты, недоступные для настильного огня других видов артиллерии. И во времена СССР, и теперь «Тюльпан» как боевая единица уникален, аналогов этому миномету нет: это высокопроходимая маневренная машина, способная пересекать зараженные участки местности и выбор позиции для нее не проблема. Гидравлика и электрические приводы повышают скорострельность в три раза по сравнению с обычными минометами.
Крепящийся на корпусе машины миномет, защищенный броней экипаж, боеприпасы, аппаратура и агрегаты самоходного миномета – все это обеспечивает высокую эффективность «Тюльпана» в боевых условиях. Помимо собственно 240-мм миномета самоходка снабжена пулеметом ПКТ, управляемым дистанционно. «Тюльпан» способен вести огонь как обычными, так и ядерными боеприпасами.
Как уточняет Карпенко, «Тюльпан» наиболее эффективно продемонстрировал свою боевую мощь в Афганистане, во время пребывания там в составе ограниченного контингента советских войск (1979 – 1989 годы).
Как он работал в Афгане и Чечне
Публицист Владимир Белогруд в альманахе «ВоенКом: Военный комментатор» пишет, что самый большой послужной список у самоходного миномета «Тюльпан» был в Афганистане. Миномет с бронированным шасси и экипажем в 5 человек перевозил сорок 130-килограммовых мин, способных поражать цель на расстоянии 9,6 км. Батареи, вооруженные СМ 2С4, были мобильны и способны обеспечивать максимальную дальность стрельбы даже в условиях горной местности Афганистана, что часто способствовало успешному завершению операций 40-й армии. «Тюльпаны» в основном громили опорные пункты душманов, их огневые точки на перевалах и в кишлаках, в пещерах и каменных завалах.
Мины «Тюльпана» разрушали укрепления моджахедов, а не «вязли» в них, как 122-мм осколочно-фугасный снаряд. А если по пещерам и каменным крепостям, где прятались душманы, «Тюльпан» бил корректируемыми минами с лазерным наведением 3Ф5 «Смельчак», то можно было не сомневаться – цель будет стопроцентно поражена.
Белогруд приводит пример со штурмом крепости в Чарикарской долине в 1985 году, в которой засел отряд Ахмад-Шаха Масуда. У душманов тогда было 2 ДШК, 7 РПГ и автоматы. Ликвидировать этот очаг сопротивления поручили комбату Анатолию Белецкому. У старлея в распоряжении была батарея «Тюльпанов». После одиночного пристрелочного выстрела осколочно-фугасным она так жахнула «Смельчаками», что за 12 минут уничтожила всю крепость. Как показала практика, для СМ 2С4 в подобных условиях достаточно пары-тройки пристрелочных осколочно-фугасных мин и максимум два поражающих «Смельчака» – «Тюльпан» решает такие задачи за 10 – 15 минут.
«Красная звезда» описывала, как «Тюльпан» громил боевиков в Чечне во время второй кампании. Бетонные укрепления в высокогорных селениях не поддавались 152-мм гаубицам. Срочно доставленные из Сибири «Тюльпаны» всего за несколько дней разворотили эти крепости.