24/05/19

У каких народов были привилегии в немецких концлагерях

В нацистских концентрационных лагерях помимо евреев, цыган, уничтожавшихся исключительно из-за их национальной принадлежности, содержались пленённые советские узники, неугодные гитлеровскому режиму граждане с разных уголков Европы и даже немцы.

Причиной для попадания в фашистские застенки европейцев могла быть их политическая неблагонадёжность, инакомыслие, неприятие националистической программы Третьего Рейха, участие в движениях Сопротивления, а также гомосексуализм, приверженность религиозным сектам, паникёрство и совершение уголовного преступления.

Категории «недочеловеков»

Историк Владимир Родионов описывал, что в нацистских лагерях строго соблюдался принцип расовой сегрегации, согласно которому все заключённые по наличию «арийской смеси» подразделялись на четыре категории. Первую группу составляли политзаключённые немецкого происхождения, вторая состояла из представителей северо-европейских народов (датчан, норвежцев, шведов, голландцев), в третью объединялись выходцы из южно-европейских стран (французы, итальянцы, бельгийцы), в четвёртую попадали жители всех славянских государств (русские, чехи, поляки, словаки).

По сведениям бывшего узника концлагеря, Арона Шнеера, фашисты, распределяя по лагерям советских пленных, учитывали их национальность, поскольку резко негативно относились к выходцам из среднеазиатских республик и Закавказья.

Давид Левин в статье «Кто такие национал-социалисты» отмечал, что пропагандисты Гитлера придумывали для каждой нации бранные прозвища. «Выродившимся племенем плутократов» они называли англичан, «негроидами» обзывали французов, итальянцы были для них людьми «испорченной крови и отравленной души», а турки, румыны и венгры именовались «обезьянами».

В зависимости от того, в какую категорию входили узники, к ним было соответствующее отношение.

Немцы

В наиболее привилегированном положении находились узники чистого арийского происхождения.

В «Военной энциклопедии» под редакцией С. Иванова отмечено, что первый концентрационный лагерь Дахау был открыт фашистами в 1933 году в окрестностях города Мюнхен. Изначально он служил местом заключения немецких граждан, выражавших антифашистские или коммунистические взгляды, неугодных священнослужителей, проституток, наркоманов, душевнобольных, асоциальных личностей и приверженцев однополой любви.

По задумке властей, лица, не принимавшие «передовую нацистскую идеологию» и порочившие моральный облик нордической расы, должны были покинуть лагерь после прохождения «курса перевоспитания», но впоследствии они задержались в нём, поскольку начавшаяся война обнажила проблему нехватки рабочих рук. Так немецкие заключённые превратились в подневольных трудяг, которым, тем не менее, выплачивалась мизерная заработная плата, позволявшая им делать покупки в лагерной лавке. Так как продуктивность их труда напрямую зависела от питания, руководство обеспечивало узников рационом практически не уступавшим меню немцев, находившихся на воле или воевавших на полях сражения.

Среди немецких узников наибольшими правами наделялись криминальные элементы, которые назначались в лагерное самоуправление, помогая надзирателям следить за политзаключёнными, наводить порядок и издеваться над представителями других народов.

Европейцы

К западным европейцам, которых фашисты стремились только переделать на свой лад, а не уничтожать, нацисты относились хуже, чем к немецким заключённым, но лояльнее, чем к советским узникам, евреям и цыганам.

Французы, австрийцы, голландцы и англичане, работая в лагерях, зарабатывали от 10 до 40 пфеннигов в день, которые тратили в лагерном магазинчике.

Бывший заключённый Бухенвальда, Альберт Ван Дейк, рассказывал, что в пределах этого концлагеря функционировал публичный дом, вход в который был дозволен людям, только из первых трёх вышеописанных категорий людей.

Стоимость одного визита в спецбарак составляла 2 рейхсмарки. Некоторые собирали эту сумму, равную 10 дневному заработку, самостоятельно, а иные оплачивали услуги жриц любви из средств, полученных из дома, поскольку европейские узники имели право на подобные денежные переводы.

Инициатором открытия на территории лагерей домов терпимости был один из идеологов фашизма, Генрих Гиммлер, полагавший, что чувственная разрядка в их стенах должна способствовать повышению эффективности и продуктивности труда узника.

С лета 1943 года сидевшие за колючей проволокой европейцы при посредничестве Красного Креста приобрели возможность получать из дома посылки с едой и одеждой. Такой привилегии, как пишет в книге «Повседневная жизнь нацистских концентрационных лагерей» Станислав Аристов удостаивались только западные европейцы, в то время как умиравшие от голода и изнеможения евреи, цыгане и советские заключенные, даже не могли помыслить о этой роскоши.

Сам Красный Крест тоже поставлял в концентрационные лагеря пайки, состоявшие из сахара, бульонных кубиков, гуляша, супов, сигарет и прочих лакомств.

Бывший узник Дахау, бельгиец Людо ван Экхаут, описывал, что первыми адресатами продовольственной помощи от международной гуманитарной организации стали пленные из Франции. В его воспоминаниях «Это было в Дахау» имеются строки: «Все столпились вокруг французов. Рассматривали содержимое посылок: 1 кг фасоли, 1 кг сахара, сардины и сигареты. Сигареты в лагере ценились на вес золота».

Англичане из лагеря Шталаг 18А имели при себе фотоаппараты и в свободное от трудовой повинности время запечатлевали на кадрах невольничью жизнь, обеспечив историков важным фотоархивом.