От прозвища к роду: как появлялись фамилии
Изначально на Руси для идентификации использовались отчества и прозвища: Иван, сын Петра; Фёдор со Шрамами. Со временем они закреплялись как фамилии: Петров, Шрамов. Та же логика работала и с выходцами из Золотой Орды и татарских ханств. Если основателем рода считался человек по имени Ахмат или Рахман, его потомки становились Ахматовыми и Рахманиновыми. Так, предками поэтессы Анны Ахматовой и композитора Сергея Рахманинова были знатные татарские мурзы. Фамилия певицы Надежды Кадышевой также восходит к казанскому мурзе Кадышу.
Первая волна таких фамилий появилась ещё в период ордынского влияния, но настоящий расцвет пришёлся на XVI–XVII века, когда многие татарские князья и воины переходили на службу к московским государям, принимали православие и вписывались в русскую аристократию.
«Русификация»: как Бектуган стал Аксаковым
Процесс интеграции часто сопровождался изменением фамилии для благозвучия. Яркий пример — род историка Николая Карамзина. Его предок носил имя Кара-Мурза (в переводе «Чёрный Князь»). Сначала фамилия звучала как Карамза, но со временем приобрела более привычный для русского уха суффикс «-ин», превратившись в Карамзин.
У татар было распространено давать фамилии по виду деятельности, которой занимался человек. В то время просто взять и сменить профессию было практически невозможно. Не зря же говорилось — где родился, там и пригодился. Так, фамилия Тухачевский произошла от слова «тухачи» (знаменосец), а Караулов — от «каравыл» (охранник).
Богатая история и у фамилии Татищев, которую мы привыкли считать исконно русской. Оказывается, основатель рода занимался тем, охранял покой граждан от воров, которых по-татарски называли «татями». Видимо, делал он это настолько хорошо, что Иван III одарил его правом именоваться Татищев.
Стоит отметить, что специалистам по антропонимике удалось составить список, состоящий из более 500 знатных и родовитых фамилий, имеющих изначально татарское происхождение.

