04/01/19

Убийство начальника охраны Хрущева: очень странное дело

За убийство охранника главы государства был приговорен к расстрелу военный летчик, герой Советского Союза, Петр Полоз. Есть несколько версий совершения этого странного преступления. Не менее интересна и мотивация судьи, выносившего расстрельный приговор – предполагают, что ему давали соответствующее указание напрямую из ЦК КПСС.


По данным информационно-аналитического издания «Крымское эхо», военный летчик Петр Полоз отличился еще в боях на Халхин-Голе, сбив там японский самолет, за что его наградили орденом Ленина. В Великую Отечественную офицер дослужился до командира эскадрильи и звания подполковник. В общей сложности за время ВОВ Полоз совершил несколько десятков боевых вылетов, был неоднократно ранен, горел в своем сбитом истребителе. По разным данным, им лично сбито от 7 до 13 гитлеровских самолетов.

Золотую Звезду Героя Петр Полоз получил в начале 1942 года за участие в обороне Одессы. С середины 1942 года он находился на инструкторской службе, куда был переведен после серьезного ранения, полученного в одном из боевых вылетов. После увольнения в запас Полоз жил в Киеве, служил в гражданской авиации.


Как писал в своей книге «Расстрелянные герои Советского Союза» Тимур Бортаковский, у Петра Полоза были довольно сложные отношения с женщинами. Бортаковский приводит данные, что подполковник женился четырежды, первый раз еще до войны. Однако эти браки каждый раз оказывались недолговечными из-за вспыльчивого характера Полоза, постоянно ревновавшего своих жен. В книге писателя есть воспоминания знакомых и друзей Героя Советского Союза, которые упоминают о его постоянной подозрительности и недоверии по отношению к женскому полу.

Бортаковский собрал в своей работе сведения, указывающие на то, что последняя жена Петра Полоза могла сыграть роковую роль двойном убийстве, совершенном летчиком.


В книге «Расстрелянные герои Советского Союза» приводятся воспоминания одного из сослуживцев Петра Полоза, рассказывавшего о его жизни в 1962 году, в последние месяцы перед той трагедией, а также выдержки из интервью СМИ адвоката подсудимого. В совокупности эти сведения всего лишь отчасти проливают свет на то, что случилось в день убийства.

Сослуживец утверждал, что Полоз на тот момент развелся со своей последней женой, но та продолжала жить с ним в одной квартире. После очередного конфликта женщина якобы поспособствовала госпитализации отставного офицера в психиатрическую больницу, откуда его вызволил товарищ, задействовавший для этого свои связи. Полоз находился в подавленном состоянии, жаловался на свою бывшую жену.

Убийство Полозом двух человек, произошедшее летом 1962 года, случилось во время застолья. У охранника главы государства Хрущева Фомичева киевская квартира была в том же подъезде многоквартирного дома, что и у Полоза. Адвокат Семен Островский, защищавший Героя Советского Союза на суде, в одном из своих интервью говорил о наличии множества темных пятен в истории данного конфликта. Хотя в обвинительном приговоре и говорилось, что Петр Полоз застрелил из охотничьего ружья Фомичева и его жену по причине ревности и из мести, к делу была подшиты результаты экспертизы о наличии у обвиняемого параноидальной шизофрении, до конца выяснить мотивы отставного офицера так и не удалось.

Сам Полоз о причинах своего поступка не распространялся, его бывшая супруга тоже упоминала о них вскользь, не вдаваясь в детали. Островский считал, что следствие и суд и не предпринимали никаких действий для выяснения данных подробностей, а надо было бы – по мнению защитника, именно эта женщина спровоцировала трагедию. Адвокат упирал на судебных заседаниях на то, что двойное убийство было совершено в состоянии аффекта, напоминал о героическом прошлом Петра Полоза. Однако, по его словам, обвиняемый не только не поддержал версию защиты, а напротив, заявил в своем последнем слове, что сам хочет, чтобы его расстреляли – он этого заслужил. В итоге при вынесении приговора о расстреле осужденного суд не нашел никаких обстоятельств, которые бы смягчали его вину.

Островский заметил, что с самого начала уголовное дело, возбужденное в отношении Петра Полоза, находилось на особом контроле ЦК КПСС – Хрущев дорожил Фомичевым и явно следил за тем, как идет следствие. Косвенно это подтвердил и генпрокурор Руденко, рассматривавший протесты на вынесенный расстрельный приговор – Островский был у него на приеме.

Через несколько месяцев после вынесения приговора Петр Полоз был расстрелян. Посмертно его лишили звания Героя Советского Союза.