К середине 1980-х годов советский ударный вертолёт Ми-24, грозный «Крокодил», для американской разведки оставался загадкой. Несмотря на то, что машина стояла на вооружении с 1969 года, детально изучить её не представлялось возможным. И США были готовы заплатить за эту тайну баснословную сумму.
Миллион за угон
Идея была проста и дерзка: выкупить вертолёт у того, кто им управляет. В популярных военных журналах появились кричащие объявления: «Укради русский супервертолет — получи миллион долларов». Листовки с этим предложением нелегально распространялись в местах дислокации вертолетных частей стран Варшавского договора и союзников СССР. Инициатором этой беспрецедентной «охоты» стал ответственный редактор журнала «Солдаты удачи» Джим Пейт.
Самая жестокая преступница в истории: что творила датчанка Дагмар Овербю
Шанс представился там, где его меньше всего ждали — в Афганистане. СССР активно готовил афганских пилотов и поставлял в ДРА новейшую технику, включая Ми-24. Для местных офицеров, чьё жалование было мизерным, миллион долларов выглядел фантастическим богатством.
Два вертолёта в обмен на убежище
13 июля 1985 года план сработал. Два полностью вооружённых Ми-24Д афганских ВВС, пилотируемые выпускниками советских училищ, пересекли границу и приземлились на территории Пакистана. Это был первый случай, когда советские боевые вертолёты оказались на территории страны, не входящей в социалистический блок.
Кабул попытался спасти лицо, заявив, что экипажи «сбились с курса». Но всё было очевидно: семь афганских военных во главе с двумя пилотами запросили политическое убежище, которое незамедлительно получили.
Аналитики англоязычного азиатского информационного журнала «Far Eastern Economic Review» обвинили в преступной халатности советских чиновников, которые были осведомлены о статистически предопределенной склонности афганцев к дезертирству. Цифры говорили сами за себя — к тому времени более двух третей всех афганцев-военнослужащих уже сбежало из армии, причем, большинство с оружием.
Повторение пройденного
Инцидент с угоном двух вертолетов Ми-24 часто сравнивают с событиями, произошедшими 6 сентября 1976 года, когда советский летчик-перебежчик Виктор Беленко на перехватчике МиГ-25П прилетел в Японию и передал иностранным властям самолет со множеством секретной аппаратуры на борту. Американцам на тот момент неслыханно повезло. Они не только заполучили машину, в которой видели величайшую угрозу американскому господству в воздухе в любом конфликте, но и действующего пилота. Знания и опыт перебежчика они потом использовали по полной программе. В СССР же Беленко восхищались куда меньше. Его заочно приговорили к смертной казни за измену Родине, а своих «советских» жену и ребенка он больше не увидел.
Сергей Горбачев: что произошло с сыном единственного президента СССР
В случае с перехватчиком МиГ-25П Советскому Союзу удалось отстоять самолет. Авиатехнику вернули обратно. Правда, до этого момента американцы его разобрали до винтика. С их подачи международные переговоры все затягивались. Выигранное время нужно было использовать, что и делали в США. Американские специалисты доставили МиГ-25 в контейнерах на свою авиабазу в сопровождении 14 бомбардировщиков.
Представители СССР посчитали, что государству был нанесен ущерб в 2 миллиарда рублей. Но ничего непоправимого, как заверял один из создателей МиГа-25, Лев Шенгелая, не произошло. Советская сторона приступила к срочной модернизации самолета. В это время американская пресса занималась высмеиванием истребителя. «Критика была в адрес того, что у нас слабо развита радиоэлектронная промышленность, что пользуемся старыми лампами, как будто каменный век. Но тогда они поняли, что наша аппаратура, в отличие от их, не выходит из строя», — вспоминает Шенгелая, которого включили в советскую группу, проводившую расследование инцидента в Японии.
За и против
Предательство Беленко принесло отчасти даже пользу — стимулировало советских ученых и разработчиков на создание более совершенных МиГ-25ПД, а рассекреченные МиГ-25П неплохо шли на экспорт в Ирак, Алжир, Сирию.
Ущерб, нанесенный угоном двух Ми-24 был гораздо серьезнее. Советский вертолет, да еще и с полным вооружением, американские специалисты получили возможность изучить детально и неспешно. В результате у американцев появилась информация об уязвимых сторонах летательного аппарата, которой они и поспешили воспользоваться, внеся соответствующие технические корректировки в свои собственные разработки.

