Ранним утром 20 мая 1989 года в турецком Трабзоне приземлился самолёт, из кабины которого вылез раненый советский офицер. Его отправили в один из госпиталей, где он сразу попросил политического убежища. Этим человеком оказался капитан ВВС СССР Александр Зуев, угонщик МИГа-29 и «герой» международного скандала.
В поисках лучшей жизни
Семейную жизнь Зуева трудно назвать счастливой. Он часто конфликтовал с женой, а после очередного скандала женщина приняла окончательное решение расстаться с супругом. Фактически, на советской земле его больше ничего не держало. К этому моменту Зуев служил на базе ВВС СССР «Цхокая», куда недавно поступили истребители МИГ-29, равным которым по лётным и техническим характеристикам в мире не было.
Но Зуева от полётов на «новинках» отстранили – «из-за низких морально-нравственных качеств». Не исключено, что это стало следствием семейных ссор, ведь Александр был женат на дочери бывшего начштаба дивизии. Естественно, такое стечение обстоятельств тяготило Зуева. Он всё чаще стал задумываться о побеге, в итоге решившись на предательство.
В «день X», заступив на очередное дежурство, капитан презентовал сослуживцам торт со снотворным – якобы отпраздновать рождение сына. Усыпить удалось не всех. На пути к МИГу у Зуева встал солдат-первогодка, который категорически отказался подпускать офицера к боевой машине. Завязалась перестрелка, в которой ранение получили и часовой, и угонщик (в руку и в голову по касательной).
Пошло не по плану…
Зуев смог поднять истребитель в небо и взял курс на Турцию (расстрелять оставшиеся на аэродроме самолёты предателю не удалось). По тревоге на перехват вылетели две боевые машины, но они опоздали – к этому времени Зуев уже находился в турецком воздушном пространстве.
План перебежчика трещал по швам. Турция встала на сторону СССР, вернув МИГ-29 на базу в Цхокая. Американские специалисты добраться до заветного летательного аппарата так и не смогли.
Из Турции Зуев мигрировал в США, где его сделали военным советником. В Советском Союзе же беглеца осудили сразу по нескольким уголовным статьям, в том числе и за измену Родине. А в 2001 году Зуев разбился во время пилотирования спортивного самолёта.
Примечательно, что вскоре после этого инцидента случилась похожая авиакатастрофа с участием другого советского лётчика-перебежчика – Виктора Беленко. Сторонники конспирологических теорий уверены – описанные случаи едва ли можно считать совпадением.