25/11/23

Украденные из СССР дети: что с ними делали в Германии

От нацистского произвола на оккупированных территориях в военные годы страдали не только взрослые, но и дети. Подрастающее поколение ждали разные судьбы. «Расово непригодных» детей тут же помещали в газовые камеры концлагерей, а с теми, кто соответствовал критериям «нордической расы» оккупанты поступали иначе. До сих пор в Германии живут потомки тех, кого вывезли в Третий Рейх и онемечили.

Этнический код

Над изменением национальной идентичности славянских детей немцы упорно работали ещё до начала Великой Отечественной войны. Но ярким примером стала история советских братьев. Костя и Паша Гарелек попали в руки эсэсовцев в августе 1941 года. Ими заинтересовался рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер, который обратил внимание, что юноши сохранили черты «германских предков». Так, существует снимок, на котором запечатлены 13-летний светловолосый мальчуган и улыбающийся Гиммлер.

По приказу рейхсфюрера Костя и Паша переехали в Берлин, а ответственным за них назначили гауптштурмфюрера СС Бернда Шиндльмайра. Мальчики должны были находиться в одном из интернатов национал-социалистической организации «Deutsche Heimschule», а раз в три месяца Гиммлеру следовало отправлять отчёт о темпах превращения детей в «истинных арийцев». Процесс онемечивания проходил минимум до 1944 года. Тогда Гиммлер отчитался перед руководством об итогах «перевоспитания» мальчиков, которые так и не смогли в совершенстве освоить немецкий язык. Дальнейшая их судьба неизвестна…

Массовое явление

Первый блин оказался комом, а поэтому в дальнейшем нацисты делали ставку на более молодых граждан СССР. В 1943 году по указанию Гитлера была создана организация «Lebensborn», которая занималась вывозом советских детей с оккупированных территорий. Ребят отбирали в детских домах, подбирали на улицах и даже насильно отнимали у родителей. Далее они обучались немецкому языку и определялись в приёмные семьи.

Эффективность работы сотрудников «Lebensborn» на сегодня неизвестна. По разным подсчётам, в Германии могли оказаться от 50 до 300 тысяч детей. И только в отношении 30 тысяч удалось получить хоть какую-то достоверную информацию. Кто-то из них вернулся в Советский Союз, а кто-то так и решил остаться в Германии, которая успела стать «вторым домом».

В 2013 году учителем из Фрайбурга Кристофом Шварцем была зарегистрирована общественная организация «Украденные дети – забытые жертвы». Её руководитель требует признать детей, которым изменили идентичность, военными жертвами и выплатить им компенсации. Но сначала их надо пересчитать...