14/10/20

Уничтожение U-2: как советские ПВО сбили Френсиса Пауэрса

Очень часто официальная версия тех или иных событий не совпадает с реальностью. Спецслужбы всех стран мира утаивают информацию, которую общественности лучше не знать. Вот и история американского летчика Френсиса Гэри Пауэрса, сбитого 1 мая 1960 года в небе над Уралом, была подкорректирована в угоду политической конъюнктуре. Жителям СССР не сообщили, например, что во время той спецоперации трагически погиб пилот советского самолета МиГ-19 Сергей Сафронов.

Его обменяли на Абеля

Обычно Френсис Гэри Пауэрс (Francis Gary Powers) в книгах отечественных историков упоминается в связи с тем, что 10 февраля 1962 года сбитого летчика обменяли на легендарного советского разведчика Рудольфа Абеля (псевдоним Вильяма Фишера). Это событие произошло на берлинском мосту Глинике.

Многие авторы подчеркивают, что обмен был неравнозначным: обычный пилот, проводивший шпионскую аэрофотосъемку секретных объектов по заданию ЦРУ, не сопоставим по масштабу личности с человеком, который с 1948 по 1957 годы собирал и передавал в СССР секреты американской ядерной программы. Например, такое мнение в своей книге «Абель – Фишер» (Москва, 2011 г.) высказал известный писатель-документалист Николай Долгополов.

Действительно, Пауэрса можно назвать обычным человеком, несмотря на его неординарную судьбу.

Биография шпиона-летчика

Френсис Гэри родился в семье сапожника из штата Кентукки в 1929 году. Окончил колледж и записался в армию, не имея каких-либо особых перспектив в жизни. Вскоре после обучения в школе ВВС США на летчика обратили внимание сотрудники ЦРУ.

Поскольку Пауэрс и его жена Барбара мечтали о собственном доме, на который у молодой семьи не хватало денег, предложение перейти на секретную службу пилот принял, ведь его зарплата резко подскочила с 700 до 2500 долларов в месяц.

Правда, во время шпионского полета над территорией СССР летчик был сбит, а после приземления на парашюте – арестован. Согласно официальной версии, самолет-шпион U-2 повредила советская ракета. Полтора года Пауэрс провел в знаменитом «Владимирском централе», пока не было принято решение об обмене.

По возвращении в США Френсис Гэри трудился в фирме «Локхид» летчиком-испытателем, затем стал комментатором на радио. Последним местом его работы было агентство новостей KNBC, Пауэрс перевозил телевизионщиков на вертолете.

«Правда, что-то не сложилось в отношениях с женой, вытянувшей его вместе с родителями из советской тюрьмы. Фрэнк быстро развелся, чтобы тут же жениться на симпатичной Сью. У них родился сын…», – написал Н.М. Долгополов.

Пилот вертолета Пауэрс погиб в 1977 году, возвращаясь вместе с телеоператором Джорджем Спирсом со съемок пожара, бушевавшего рядом с калифорнийским местечком Санта-Барбара. Причиной крушения специалисты назвали нехватку топлива.

Приказ идти на таран

После распада СССР были раскрыты многие тайны, которые десятилетиями хранили военные и сотрудники спецслужб. Оказалось, что реальная история о том, как был сбит американский самолет U-2, сильно отличается от официальной версии.

Бывший летчик, майор запаса Николай Шуткин написал книгу «Авиакатастрофы и приключения» (Москва, 1997 г.), в которой привел воспоминания реального участника той драматичной спецоперации Игоря Ментюкова, скрывавшего правду по совету сотрудников КГБ СССР больше 30 лет.

Советский пилот рассказал, что американские шпионы частенько залетали на территорию СССР, пользуясь тем, что наши МиГ-19 не могли подняться до высоты в 20 км, а ракетчикам не всегда удавалось засечь и сбить эти U-2. Так, 9 апреля 1960 года некий самолет-разведчик пролетел через всю страну: от норвежской до иранской границы. Тогда командованию войск ПВО сильно досталось от руководства страны и лично Н.С. Хрущева.

«И шестерых летчиков – в их числе был и я – капитан, командир звена, в короткий срок переучили, пересадили на новейшие сверхзвуковые высотные сверхдальние истребители-перехватчики Су-9», – вспоминает И.А. Ментюков.

Небольшой аэродром под Свердловском (ныне Екатеринбург) стал для летчика местом временной стоянки, когда он перегонял новенький Су-9 с завода, расположенного в Сибири, на территорию Белоруссии. А ранним утром 1 мая 1960 года пилота разбудили и вызвали на аэродром. Состоялся телефонный разговор с командующим авиацией войск ПВО СССР Е.Я. Савицким, который сообщил о приближении шпионского самолета. Приказ был простой – таранить. То есть, столкнуться с U-2 на высоте 20 км, разогнавшись до максимальной скорости. Это была верная смерть. Тем более что на самолет Пауэрса уже наводили прицелы своих ракет войска ПВО.

И.А. Ментюков не мог отказаться от выполнения самоубийственного приказа, лишь попросил руководство позаботиться после его смерти о матери и жене, которая тогда ждала ребенка.

Что случилось в небе

Даже на МиГ-19, которые к этому не приспособлены, пилоту-асу удавалось достичь высоты в 17 км 300 м, а новенький СУ-9 без тяжелого вооружения на борту поднялся до 20 км без проблем. Поравнявшись с противником, И.А. Ментюков направил свой самолет на него.

«Он пошел в правый разворот, зачем – никто не понял. Одним словом, слышу в наушниках: «Цель в правом развороте». Шарю глазами – его не вижу. Сближение идет ни много, ни мало – 550 метров в секунду! И я проскочил чуть выше него», – рассказал советский летчик.

То есть, Пауэрс уклонился от столкновения, и это спасло жизни обоих пилотов. Впрочем, легкий U-2 угодил в конверсионный след боевого Су-9, потоки воздуха так закрутили американский самолет-шпион, что он распался в воздухе на части.

Однако власти СССР заявили, что Пауэрс был сбит ракетой. Как полагает И.А. Ментюков, это было сделано, чтобы «…убедить врагов, что теперь воздушные границы страны наглухо закрыты от любого посягательства».

Кроме того, доблестные ракетчики не отказались приписать себе лавры успешно проведенной спецоперации, а летчикам и всем, кто был в курсе, сотрудники КГБ порекомендовали молчать. Правда, И.А. Ментюков получил в награду наручные часы «Сатурн».

Кстати, сам Пауэрс после возвращения в США в многочисленных интервью утверждал, что его сбила вовсе не ракета, а советский пилот, самолет которого он отчетливо видел.

Как погиб Сафронов

Помимо Игоря Ментюкова в спецоперации участвовали еще двое пилотов: капитан Борис Айвазян и старший лейтенант Сергей Сафонов. Они поднялись в воздух на самолетах МиГ-19, которые даже технически не смогли бы достать U-2. Руководство ПВО решило подстраховаться, ведь если бы Пауэрса сбить не удалось, генеральские погоны полетели бы с плеч долой. Одновременно в небо были запущены самонаводящиеся ракеты, одна из них и стала причиной гибели С.И. Сафронова.

«В суматохе все забыли о том, что надо сменить код «свой-чужой», потому наши самолеты принимались за чужие, реальные цели. Вот почему меня активно обстреливали в своих зонах дивизионы майора Воронова и майора Шелудько. Приходилось маневрировать, уходить от ракет. Их по мне не одну выпустили. Еще три – по летчикам Айвазяну и Сафронову», – вспоминает И.А. Ментюков.

И если Борис Айвазян сумел сманеврировать и уклониться, то его коллега стал жертвой обстоятельств. Сергей Сафронов был посмертно награжден орденом Красного Знамени.

Н.М. Долгополов в своей книге «Абель – Фишер» предложил другое объяснение, почему наши ПВО сбили своего: «После взрыва первой ракеты на экранах индикаторов появилась рябь. Не имеющие серьезного опыта пуска С-75 офицеры решили, что противник применил радиопомехи. Уверенности, что наверняка сбили, не было. Тогда и поступил роковой для Сафронова приказ. Выпущенная ракета автоматически захватила цель…».

Кстати, американские историки утверждают, что за время холодной войны над территорией СССР были сбиты 20 самолетов U-2, пилоты которых предположительно погибли.

Пауэрс должен был взорваться

Генерал-лейтенант юстиции Николай Чистяков участвовал в следственных мероприятиях по делу Пауэрса. В книге воспоминаний «Тайные трибуналы КГБ. Ловля «кротов» (Москва, 2011 год издания) он написал: «Американские организаторы полета шпионского самолета в случае неудачи имели намерение любыми путями замести следы преступления. Они вложили в самолет два взрывных устройства, чтобы взорвать машину и не оставить никаких вещественных доказательств…».

Стоило пилоту нажать на кнопку катапультирования, сработало бы взрывное устройство. Возможно, летчик догадывался об этом. Пауэрсу удалось самостоятельно выбраться из покореженной кабины стремительно падавшего U-2, а его парашют открылся автоматически.

Впрочем, представители ЦРУ отрицали, что планировали убить пилота в случае обнаружения. Они утверждали, что Пауэрс знал о взрывных устройствах и мог уничтожить самолет со шпионским оборудованием без угрозы для собственной жизни.

После приземления американец был задержан жителями села Косулино и деревни Поварня Петром Асабиным, Владимиром Суриным, Анатолием Черемисиным и Леонидом Чужакиным. Люди отмечали Первомай, когда с неба к ним спустился парашютист в шлемофоне. Они поначалу приняли его за космонавта. Но потом поняли, что это иностранец, и сдали властям.

Интересно, что среди шпионского снаряжения Пауэрса была и игла с сильнодействующим ядом, который он должен был принять в случае провала. Ее обнаружили лишь при тщательном обыске. Фрэнсис Гэри вполне мог совершить самоубийство, но не стал этого делать.

Про соседа-эстонца

Известный писатель-диссидент Анатолий Марченко в своей книге «Мои показания», которая распространялась в самиздате с 1967 года, поведал о том, что Пауэрса содержали во Владимирском централе в особых условиях. К нему даже подсадили соседа-эстонца, знавшего английский язык, который должен был регулярно говорить шпиону, как хорошо живется в СССР.

«Так что напрасно, конечно, надеялись наши заключенные, что американский летчик, оказавшись на родине, сможет рассказать там об этом круге ада – настоящей тюремной жизни Пауэрс и не нюхнул», – написал А.Т. Марченко.

Фрэнсис Гэри не голодал, выглядел ухоженным, часто прогуливался, охранники обращались с ним корректно. Это сильно удивляло обычных сидельцев.