Как на самом деле воевал «лыжный спецназ» Красной Армии

Одним из факторов, которые позволили Советской армии победить в битве за Москву, стало эффективное использование лыжных батальонов. Их диверсии в тылу врага помогли переломить ход решающей битвы и обеспечить контрнаступление Красной армии. Впоследствии в ходе войны солдаты на лыжах многократно наводили ужас на немецких солдат.

Рождение лыжных войск

К идее создания лыжных войск советское командование пришло во время «Зимней войны» с Финляндией. Финская армия использовала лыжные войска, которые проводили успешные атаки на красноармейцев. Их эффективные действия стали одной из причин тяжелого хода войны для РККА.

Отцом лыжных войск в советской армии был Алексей Тарасов, который в тридцатые годы был инспектором физической подготовки и спорта Красной армии. Он не только был эффективным руководителем в области физической подготовки солдат, но и сам был большим любителем спорта. Он был опытным альпинистом, который продолжал подниматься на горы, несмотря на свое генеральское звание. Именно во время военных сборов для альпинистов у подножия Эльбруса его и застала новость о начале войны с Германией.

2 сентября 1941 года Государственный комитет обороны принял постановление «О формировании 67 запасных лыжных полков», с которого и началось создание лыжных частей для фронта.

Комплектование

Первые лыжные батальоны формировались осенью 1941 года в Перми, Златоусте, Кургане, Свердловске и Челябинске. В такие части набирали самых преданных и физически сильных солдат. Зачастую туда направляли комсомольцев и спортсменов-лыжников. Общая численность батальона составляла 578 человек.

Каждый батальон состоял из командования, штаба, 3 стрелковых рот,  минометной роты,  пулеметного взвода, хозяйственного взвода, санитарного взвода, отделения связи и отделения сапёров.

Тогда же формирования столкнулись с множеством проблем. У большинства солдат не было боевого опыта, среди них почти не было тех, кто участвовал в войне с Финляндией или в первых боях с немцами. То же самое было и с офицерами, которые руководили батальонами. Из-за этого боевая подготовка лыжников оставляла желать лучшего.

При этом бойцам не дали возможности полноценно подготовиться, так как приближалась зима, а нацисты уже подходили к Москве. Поэтому лыжников  старались как можно скорее ввести в бой и из-за этого они несли тяжелые потери. По информации газеты «Красное Прикамье», в ходе боев за деревню Черная под Старой Руссой в декабре 1941 года из 900 бойцов 269 отдельного лыжного батальона в живых остались только 18.

Боевые действия

Согласно приказу Ставки Верховного Главнокомандования №0428 от 17 ноября 1941 года, лыжные батальоны отвечали за разведку, диверсионную деятельность и дезорганизацию тыла противника, преследование вражеских солдат, а также за совместные действия с десантниками, танками и кавалерией в тылу врага.

Для успешного выполнения задания их выгружали вдалеке от фронта, до него бойцы добирались трое суток. А во вражеском тылу они могли находиться 2-3 недели. За это время десантники захватывали «языков», громили гарнизоны, штабы и базы противника, захватывали документы, минировали дороги, устраивали засады. Кроме того, лыжники обеспечивали прикрытие флангов, а также осуществляли эстафетную связь между воинскими частями. Часто их использовали на направлениях вне дорог, где пехота без лыж не могла продвигаться.

Во время обороны Москвы и в ходе контрнаступления действовало более 30-ти специальных лыжных батальонов, составленных из отборных бойцов. Они сыграли важную роль в переломе исхода битвы в пользу Красной армии. Немецкие солдаты называли советских диверсантов на лыжах «снежными призраками» или «уральскими чертями» за стремительные рейды, которые наводили панику на врага.

Маршал Советского Союза Константин Рокоссовский, который командовал 16-й армией во время обороны Москвы, отмечал в своих воспоминаниях «Солдатский долг», что «лыжные батальоны Советской армии сыграли заметную роль в разгроме врага, особенно на первых этапах войны. Действуя смело, решительно, умело, они совершали на полях сражений настоящие подвиги».

«Лыжный спецназ» использовали также на Ленинградском, Карельском, Волховском, Северо-Западном и Калининском фронтах. Там бойцы продолжали наводить страх на оккупантов.

При этом стоит отметить, что добыть подробные сведения о «лыжных батальонах» очень сложно. Документы об их боевых действиях в архивах практически отсутствуют. Учет погибших и раненых в лыжных батальонах почти не велся, а если где-то его вели, то документы могли запросто затеряться вместе со штабами. В частности, из сорока четырех лыжных батальонов, воевавших на Волховском фронте в декабре 1941 — марте 1942 года, в Центральном архиве Министерства обороны России имеются данные всего по двум.