До начала Великой Отечественной войны добычей урана в СССР особо не интересовались. Об этом химическом элементе вспомнили только тогда, когда стало понятно – в работах по созданию атомного оружия Советский Союз существенно отстаёт от Великобритании и США. В 1943 году геологи получили задание максимально быстро разведать месторождения урана и подготовить условия для его разработки. Но наиболее активное развитие отрасль получила уже после победы над фашизмом.
Урановая лихорадка
Изначально внимание геологов привлекла Ферганская долина, затем они переключились на Казахстан, Киргизию и Таджикистан, где были обнаружены месторождения урана. Также большие запасы полезного ископаемого нашли на Украине – в Желтореченском и Первомайском месторождениях.
Первое время разработка урановых месторождений велась практически кустарным способом. Руду перевозили на ишаках и верблюдах, не хватало защитных средств, использовали перфораторы.
К работам нередко привлекали заключённых, но всё же подобные разработки требовали шахтёрской квалификации. В 70-е годы прошлого столетия шахтёр на урановом руднике мог зарабатывать около 900 рублей, то есть больше процентов на 20, нежели обычный представитель этой профессии. Арестантам же при выполнении полуторной нормы засчитывали год срока за три.
Вредное производство
Все работы велись в обстановке строгой секретности. Шахтёрам запрещали использовать слово «уран» (его заменяли на «первый»), а стахановцам, заслужившим очередное звание или орден, в документах не описывали их заслуги.
Данный вид деятельности нельзя назвать лёгким. Шахтёры ежедневно находились под угрозой обвалов, трудились в шахтах с плохой вентиляцией, регулярно получали облучения от радиоактивного сырья. Жили же они вблизи от месторождений. Так, город Краснокаменск в Забайкалье основывался как геологический посёлок. Только спустя время он превратился в крупнейший советский центр по добыче урановой руды.
К началу 70-х годов в СССР уже добывалось почти 18 тысяч тонн урана, тогда как во всём остальном мире немного больше – 25 тысяч тонн. На данный момент, по прогнозам специалистов, в российских недрах по-прежнему достаточно урана – порядка 10% всех мировых запасов.

