Авианосец USS Gerald R. Ford (CVN-78), стоимость производства которого превысила 13 млрд долларов, был принят на вооружение ВМС США еще 4 года назад при личном участии тогдашнего президента Америки Дональда Трампа. Но этот суперкорабль до сих пор небоеспособен.
Дорогой, но непригодный
Американский интернет-портал Task and Puprose, освещающий, в частности, новинки военпрома США, писал, что головной сверхтяжелый авианосец типа «Джеральд Р. Форд» оказался самым дорогим в истории создания подобной военно-морской техники. От аналогов его отличает электромагнитная катапульта, позволяющая разгонять истребители и бомбардировщики плавнее, со значительно уменьшенными нагрузками на конструкцию самолетов. Реакторы суперсовременного авианосца в состоянии производить на ¼ больше энергии, нежели электроустановки предшественников USS Gerald R. Ford (CVN-78). На борту авианосца одновременно могут находиться до 90 самолетов и вертолетов.
По сообщению агентства Bloomberg, как раз катапульта Electromagnetic Aircraft Launch System (в дословном переводе – «электромагнитная система запуска самолета») и подвела «Джеральд Р. Форд»: только за 2017-2019 годы в более чем 700 вылетах в двух десятках случаях были зарегистрированы сбои EМALS. Вдобавок выяснилось, что на новейшем авианосце не работают электромагнитные подъемники, перемещающие боеприпасы на палубу.
Больше опасений на Западе вызывают русские и китайцы
Американский эксперт в области военной доктрины, национальной безопасности и ВМС Роберт Фарли, анализируя возможности и способы поражения суперсовременных авианосцев США в статье консервативного журнала о международной политике The National Interest, полагает, что на сегодняшний день наибольшими шансами на выведение из строя подобной техники обладают Россия и Китай. Роберт Фарли видит самую серьезную угрозу со стороны этих двух государств, чей подводный флот «регулярно отрабатывает способы нападения на группы американских авианосцев»: взрыв торпед, запущенных с субмарин, под днищем корабля, может привести к самым драматическим последствиям. Никому неизвестно, какую торпедную активность способен выдержать тот же USS Gerald R. Ford (CVN-78) до потопления.
Американский эксперт полагает, что и удар крылатой ракеты способен если не потопить, то нанести серьезный урон авианосцу подобного класса – к примеру, повредить полетную палубу.
Больше всего опасений у Роберта Фарли вызвала китайская противокорабельная баллистическая ракета «Дунфэн-21», испытанная еще в середине 90-х годов. «Восточный ветер» (так переводится название ракеты) трех модификаций имеет максимальную прицельную дальность до 2 700 километров и способность преодолевать системы американских ПВО.
Издание The Washington Times в 2010 году подтвердило опасения Роберта Фарли, опубликовав материал американских военных экспертов о том, что китайская DF-21D в состоянии преодолеть защиту лучших авианосцев США и является на данный момент главной угрозой глобальному господству ВМС Америки. В следующем году подобные характеристики были озвучены уже министром обороны США Робертом Гейтсом, заявившим о возможности «Дунфэна-21» преодолеть системы ПВО, а также о ее способности к высокоскоростному маневрированию при подлете к движущейся цели. Эксперты утверждают, что одна только кинетическая энергия DF-21D создает опасность для авианосцев – при попадании «Дунфэна-21» в корабль тот может получить не одно только повреждение палубы – подобный удар в состоянии и потопить подобную боевую единицу, даже такую как USS Gerald R. Ford (CVN-78).