27/12/25

«Уже расстрелянный попытался выбраться из печи крематория»: что Жуков вспоминал про казнь Берии

23 декабря 1953 года, в 19:50, в бункере штаба Московского военного округа был приведён в исполнение смертный приговор. Расстреляли Лаврентия Берию — всесильного главу НКВД, «праведную руку» Сталина, человека, чьё имя десятилетиями наводило ужас на всю страну. Но как именно это происходило, долгие годы оставалось тайной, обраставшей слухами. Самые яркие, почти фольклорные подробности доносил до людей маршал Георгий Жуков, ссылавшийся на слова очевидцев.

Казнь без церемоний

Приговор привёл в исполнение не палач, а уважаемый военачальник — генерал-лейтенант Павел Батицкий, будущий маршал и основатель войск ПВО СССР. С опальным «железным наркомом» не церемонились. По рассказам, его привязали к деревянной доске — и для верности, и чтобы пуля не срикошетила.

Батицкий выстрелил прямо в середину лба. Тело, как свидетельствовали присутствовавшие маршал Конев и генеральный прокурор Руденко, безжизненно повисло на верёвках. Его быстро завернули в грубый холст и повезли в крематорий.

«Последний трус» по версии Жукова

Но, согласно воспоминаниям, которые любил пересказывать Жуков, самое жуткое произошло до выстрела. По его словам, подготовка к казни затянулась из-за поведения самого Берии.

Маршал с нескрываемым презрением описывал последние минуты всесильного чекиста: тот, якобы, истерично плакал, становился на колени, вымаливал пощаду и в конце концов «обмарался от страха».

«Гадко жил и ещё более гадко умер», — таков был жёсткий вердикт Георгия Константиновича. Этот рассказ, ходивший в высших военных кругах, должен был окончательно растоптать в глазах соратников не только политического, но и человеческий образ поверженного врага.

Почему тело «дёргалось» в огне

Даже после смерти Берия, казалось, не давал покоя своим палачам. Историк Антон Антонов-Овсеенко в своей книге «Лаврентий Берия» (1999) приводит леденящую душу деталь кремации.

Когда тело поместили в печь и пламя охватило его, оно вдруг начало дёргаться. Присутствующие, прильнувшие к смотровому окну, были шокированы. Никакой мистики не было — просто сотрудники крематория забыли подрезать сухожилия. От чудовищного жара мышцы стали сокращаться, создавая жуткую иллюзию, будто мертвец «ожил» в огне. Даже в печи он устроил последнее, пусть и непреднамеренное, устрашение.

Тайна могилы: Кладбище или свалка?

Конец истории столь же тёмен, как и вся жизнь Берии. По официальной версии, прах захоронили в общей могиле невостребованных урн на Донском кладбище в Москве. Но существует и другая, более грубая версия, циркулировавшая в кулуарах: прах просто «выбросили как мусор». Казнь Берии стала не просто юридическим актом, а ритуальным уничтожением целой эпохи страха.