20/07/24

В чём на самом деле признался Берия перед расстрелом

Лаврентий Берия был расстрелян 23 декабря 1953 года. После смерти Сталина он был претендентом №1 на пост главы государства. Однако политик пережил «Отца народов» всего на девять месяцев.

Успешная политическая карьера

Берия родился в 1899 году в Кутаисской губернии. В молодости он попал в нелегальный кружок марксистов, а позже вступил в РСДРП(б). После революции он помогал новой власти устанавливать контроль в Грузии и Азербайджане. В 1938 году Берия стал первым заместителем наркома внутренних дел Ежова. А вскоре после ареста своего бывшего начальника, Лаврентий Павлович занял освободившийся пост и стал вести дело своего недавнего шефа.

Во время войны ему фактически доверили оборону Кавказа, производство самолётов и ракетной техники. Также Берия руководил депортацией кавказских народов.

После окончания войны Лаврентий Павлович получил звание маршала. Министр внутренних дел возглавил комитет, курировавший советский атомный проект. Берия вошёл в круг ближайших соратников Иосифа Виссарионовича. К 1952 году он получил право замещать на заседаниях Сталина, чьё здоровье ухудшилось.

«Я ответственен за перегибы»

После смерти Сталина началась борьба за пост главы государства. У правой руки «Отца народов» был доступ к архивам, где хранился компромат на его конкурентов – Хрущёва, Маленкова и других крупных политиков, участвовавших в репрессиях в 1930-е годы. Однако Берии это не помогло, он оказался в численном меньшинстве. Неприязнь к главе МВД объединила на время всех потенциальных лидеров СССР.

26 июня 1953 года на заседании Совета министров Берию арестовала группа военных во главе с Жуковым. На всякий случай в Москву ввели танки. Однако арест прошёл тихо.

Арестованного отправили в бункер штаба Московского военного округа. По делу главы МВД проходили шесть его приближённых. Основной мотив обвинения – измена Родине и вредительская деятельность в интересах иностранного капитала.

Лаврентий Павлович в своей последней речи отверг обвинения в предательстве. Он признался в службе в контрразведке азербайджанских националистов, но отметил, что это не мешало установлению советской власти в регионе. Несостоявшийся лидер СССР признал и внебрачные интимные связи, которые позорили его как гражданина и бывшего члена партии.

Также Берия заявил: «Признавая, что я ответственен за перегибы и извращения социалистической законности в 1937-1938 годах, прошу суд учесть, что корыстных и вражеских целей у меня при этом не было. Причина моих преступлений – обстановка того времени».

В конце речи враг Хрущёва и других представителей советской верхушки попросил учесть все его бывшие заслуги и проявить снисхождение. Однако это ему не помогло.