В Советском Союзе о поставках союзников по ленд-лизу было принято говорить и писать в пренебрежительном тоне. Подчеркивалось, что их объемы были невелики в сравнении с собственным производством в СССР. В качестве доказательств приводились данные по видам продукции, которые не играли существенной роли на фоне того, что производила советская промышленность.
Самым подходящим для этого примером были танки. Их действительно было получено от союзников немного. Притом, что в конце 1941 года и в 1942-м, когда собственное производство танков в Советском Союзе было на крайне низком уровне, английские танки сыграли важную роль. А что касается поставок американских танков, то для Красной Армии в тот период гораздо важнее были полноприводные грузовики, которыми американцы полностью обеспечили советскую мотопехоту, и бронетранспортеры, которых в СССР не производили. Несмотря на то, что английских и американских танков поступило в нашу страну не так уж и много, в большинстве крупных операций они участвовали.
Впервые в большом количестве английские танки появились в битве за Москву. В наступлении на Можайском направлении принял участие 136-й отдельный танковый батальон, в котором, кроме советских танков, была дюжина английских: девять танков «Валентайн» и три танка «Матильда».
Были у английских танков и достоинства, и недостатки. Лобовая броня «Матильды» была почти 80 мм и по защите примерно соответствовала советскому КВ — немецкие противотанковые пушки ее не пробивали. А своих КВ тогда в Красной Армии не хватало: Ленинград в блокаде, а на Урале производство только налаживалось. Пушка «Матильды» хоть и слабая, но броню всех немецких танков того времени пробивала. Хуже всего было то, что «Матильды» оказались совершенно не приспособлены к условиям русской зимы и распутицы. А вот более легкий и скоростной «Валентайн» советские танкисты любили. Он использовался до самого конца войны, притом что в самой английской армии эти танки не применяли уже в 1944 году. «Валентайнами», кроме танковых и механизированных бригад, вооружались почти все кавалерийские корпуса и мотоциклетные батальоны и полки.
В 1942 году английские танки принимали участие практически во всех операциях на фронтах. Согласно «Докладу о применении английских танков на фронтах Отечественной войны 17 апреля 1943 года», в течение 1942-43 гг. английские танки применялись главным образом на Западном, Брянском и Северо-Кавказском фронтах. Английские танки были в составе трех танковых корпусов (9, 10 и 11) вместе с советскими. А 5-й механизированный корпус был укомплектован только английскими машинами.
Больше всего английских и американских танков было на Кавказе, до 70% от общего числа. Это легко объяснить, ведь основным маршрутом их поставки был «Персидский коридор», который через Иран приводил как раз на Кавказ. В составе Северо-Кавказского фронта воевала 5 гвардейская танковая бригада, в которой, кроме трех типов советских машин, было два типа английских танков и три американских. В контрнаступлении под Сталинградом приняли участие два полка английских тяжелых танков «Черчилль».
В знаменитом морском десанте под Новороссийском использовались и танки. Это были 30 американских танков «Стюарт» из 563-го отдельного танкового батальона.
В битве на Курской Дуге один танковый полк и одна бригада состояли из английских танков «Матильда» и «Валентайн», четыре танковых полка были укомплектованы американским танками «Стюарт» и «Грант», в Красной Армии имевшими название МЗл (л — легкий) и 6 МЗс (с — средний). Непосредственно в сражении под Прохоровкой воевали два полка английских танков «Черчилль».
Есть много фотографий, где киевляне на улицах приветствуют своих освободителей, забрасывая цветами танки «Черчилль». Эти танки принимали участие в полном снятии Блокады Ленинграда.
Американские танки «Сюарт» и «Грант» не нравились советскому руководству и не пользовались популярностью у танкистов. Во многих советских источниках указывается, что «Гранты» получили прозвище БГ-7 — «Братская могила на семерых». Впрочем, подобное печальное название имели все танки, только цифра в конце менялась. А вот появившиеся с 1944 года американские «Шерманы», которые в Красной Армии получили название М4с, применялись более охотно и в больших количествах.
В операции «Багратион» главной ударной силой была 5-я гвардейская танковая армия, в составе которой было 64 американских «Шермана» и 39 английских «Валентайнов». А 3-й гвардейский механизированный корпус того же фронта почти полностью состоял из «Шерманов» (кроме них, было 70 «Валентайнов» и 16 Т-34).
Форсировал Одер и брал Берлин 1-й механизированный корпус с танками «Шерман» и «Валентайн». Аналогичный состав имел 8-й гвардейский мехкорпус 2-го Белорусского фронта и 9-й гвардейский мехкорпус, освобождавший Вену. Неудивительно, что на многих фото 1945 года можно увидеть танки «Шерман» с красными звездами на бортах.
После боев на озере Балатон, освобождения Будапешта и Вены, 9-й мехкорпус оставил всю свою технику и отбыл на Дальний Восток. Там советские танкисты получили 183 новых «Шермана», поступившие прямо из США. Танки корпуса преодолели Большой Хинган и закончили войну в Порт-Артуре. Хотя поставки английских и американских танков были невелики, около десяти тысяч машин, но встретить их можно было практически на всех участках фронта.