08/12/25

В каком году Советская Армия перестала быть самой сильной в мире

После мая 1945 года Советская армия считалась непобедимой. Её мощь, закалённая в боях от Москвы до Берлина, наводила трепет. Но уже тогда, в тени триумфа, начиналась другая, сорокалетняя война — холодная. Её история показывает, как военное превосходство, добытое в горячей войне духом и кровью, постепенно было подточено экономической гонкой, которую СССР формально не проигрывал, но выдержать её в итоге не смог.

Армия-победительница и её американский двойник

К концу войны РККА была чудовищно мощной силой: 11 млн человек, 16 тыс. танков, 22 тыс. самолётов. Её главным козырем был невиданный оперативный масштаб и боевой дух. Как писал немецкий генерал фон Меллентин о Висло-Одерской операции: «Европа не знала ничего подобного со времён гибели Римской империи». Берлин был взят за 17 дней — рекорд, вошедший в Книгу Гиннесса.
Однако численно сильнее были Вооружённые силы США (почти 12 млн). Их территория не знала войны, а промышленность работала на полную мощь. Они превосходили СССР по танкам, самолётам и флоту. И этот конкурирующий полюс силы остался непобеждённым.

Ядерный паритет

После победы над милитаристской Японией пути СССР и его союзников стали расходиться, постепенно перерастая в откровенную конфронтацию. Одной из главных точек противостояния стала граница между Западным и Восточным Берлином, однако позиции коллективного Запада в Европе оказались ощутимо слабее, чем позиция Советского Союза. Это было настолько очевидно, что глава администрации американской зоны оккупации генерал Люсиус Клей отказался от идеи строить там оборонительные сооружения ввиду их бесполезности. Более того, западные эксперты пришли к выводу, что, если бы СССР захотел оккупировать всю Европу, ему никто бы в этом не смог помешать.
Единственным соизмеримым по силе оппонентом Советской армии оставались вооруженные силы США.

Фактически до распада Союза обе стороны находились в паритете по многим компонентам, в том числе и по численности личного состава. Но если СССР поддерживал этот показатель на уровне 3,5 млн человек, то в США к середине 1970-х он снизился до 2,2 млн. Впрочем опасность очного противостояния между сухопутными силами обеих держав была крайне низкой, так как соперничество после успешного испытания в 1949 году первой советской атомной бомбы быстро перекинулось в сферу ядерного оружия.

С этого времени СССР и США форсировали свои программы наращивания стратегических ядерных сил – началась гонка вооружений. И Советский Союз, несмотря на то, что он стал членом «ядерного клуба» на 4 года позже Соединенных Штатов, имел на этом пути серьезные успехи. 12 августа 1953 года, когда на Семипалатинском полигоне была испытана первая отечественная водородная бомба мощностью 400 килотонн, которая стала первой в мире бомбой такого класса, готовой к боевому применению. 22 ноября 1955 года была испытана водородная бомба уже мощностью в 1,6 мегатонны, что позволило СССР сделать решительный шаг на пути создания «ядерного щита».

Нинель Кулагина: какие эксперименты ставили советские ученые на «девушке-телекинетике»

30 октября 1961 года Советский Союз основательно напугал заокеанских оппонентов, взорвав над островом Новая Земля на высоте четырех километров термоядерную бомбу мощностью свыше 57 мегатонн. «Царь-бомба» считается самым мощным взрывным устройством за всю историю человечества. Было очевидно: несмотря на то, что на вооружении США имелось большее количество ядерных боеголовок, СССР обладает оружием с неограниченными возможностями массового поражения, которое способно уничтожить целый континент.

В Вашингтоне проанализировали степень уязвимости СССР и США перед атомным оружием. Вывод был неутешительный: Соединенные Штаты в гораздо большей степени пострадают от ядерного удара в силу высокой концентрации населения, промышленных объектов и городов. Наращивание ядерного потенциала, сопровождавшееся воинственной риторикой с обеих сторон, привело в октябре 1962 года к «Карибскому кризису», который, как известно, завершился подписанием компромиссных соглашений между Москвой и Вашингтоном.

Гонка на выносливость

Еще в 1948 году Совет национальной безопасности США пришел к выводу, что противостоять СССР можно только силами коллективного Запада. Результатом договоренностей целого ряда западных стран стало образование 4 апреля 1949 года Североатлантического альянса, призванного защитить Европу и мир от «советской угрозы». Ответом на появление НАТО стало создание военного союза европейских социалистических государств, однако говоря о странах «Варшавского договора» все подразумевали именно Советский Союз.

Противостояние с НАТО подтолкнуло Советский Союз на путь широкомасштабного развития военной промышленности. СССР готовился состязаться с Америкой на суше, на море, под водой, в воздухе и даже в космическом пространстве. Советский ВПК быстро освоил выпуск атомных крейсеров и межконтинентальных баллистических ракет, делал маневренные танки и надежное стрелковое оружие, создавал самолеты с изменяемой геометрией крыла и возможностью вертикального взлета. Американский историк Дэвид Холлоуэй писал: «Советский Союз не имеет военно-промышленного комплекса, он сам им является».

Высокий темп гонки вооружений, как выяснилось впоследствии, стал все более тяготить советскую экономику. По разным данным, размер военных расходов СССР составлял от 20 до 30% валового национального продукта, поглощая львиную долю ресурсов страны. Конечно, ВПК по-прежнему работал на полную мощь, однако это шло в ущерб производству товаров народного потребления, сказываясь на их качестве и вызывая тотальный дефицит.

Согласно отчетным данным Министерства обороны СССР, приведенным в 1989 году, начиная с 1970-х годов прирост в оборонную промышленность Советского Союза составлял не более 2 млрд. рублей в год, тогда как ежегодный прирост на оборону США в среднем был на уровне 12 млрд долларов, а 1980-е годы он и вовсе доходил до 28 млрд. В то время именно военные расходы стали служить одним из основных критериев боеспособности той или иной армии мира.

Впрочем, в первой половине 1970-х годов, по мнению американского издания The National Interest, СССР имел реальную возможность добиться неоспоримого военного превосходства над Соединенными Штатами – вооруженные силы США переживали период определенной дискредитации после неудачной вьетнамской кампании. Но уже к концу десятилетия упадок сменился подъемом, и в стране начался новый виток развития стратегических наступательных вооружений.

Однако СССР не воспользовался этим шансом. А с началом 1980-х началось резкое падение цен на нефть, обострились социальные и экономические проблемы, что серьезно ударило по способности страны наращивать свой ВПК. С приходом Горбачева на пост главы государства на 500 тысяч человек была сокращена численность вооруженных сил СССР, советские войска были выведены из Афганистана, Германии и Чехословакии. Начался период стремительного упадка боеспособности некогда могучей империи.