Многие историки не зря называют послевоенные годы «мирной битвой». Тогда от советских граждан потребовались неимоверные усилия для того, чтобы восстановить страну и повысить уровень собственной жизни. Одни исследователи считают, что последнее удалось сделать еще при Сталине, другие уверены в том, что тогда Советский Союз лишь приблизился к прежнему уровню благосостояния.
План по восстановлению страны
На самом деле восстановление страны началось еще до того, как закончилась Великая Отечественная война. Благодаря этому уже к середине 1945 года в СССР снова заработали 7 500 разрушенных в военное время предприятий. Однако на законодательные рельсы данный процесс был поставлен 15 марта 1946 года. Именно в этот день в Москве состоялась первая сессия Верховного Совета второго созыва. Тогда был принят «Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг.». Как пишет Маргарита Зотова в издании «История Отечества. ХХ век», основными целями четвертой пятилетки стали восстановление пострадавших районов, промышленности и сельского хозяйства.
Важнейшей задачей плана было и «повышение материального и культурного уровня жизни народов». Планировалось не только восстановить различные сферы промышленности и торговли страны и улучшить благосостояние советских граждан, но и превысить его довоенный уровень. Как отмечал Геннадий Сорокин в издании «Сталинские пятилетние планы», к 1950 году объем промышленного производства по сравнению с последним довоенным годом намечалось увеличить на 48 %, продукцию сельского хозяйства – на 27 %, розничного товарооборота, государственной кооперативной торговли – на 48 %, заработную плату рабочих и служащих – на 48 %, государственные расходы на культурно-бытовые нужды – в 2,5 раза.
Трудности в достижении прежнего уровня жизни
В законе о четвертом пятилетнем плане говорилось, что необходимо «не только восстановить довоенный уровень благосостояния народа, но и превысить довоенный уровень народного дохода». Одним из главных средств достижения данной цели, по мнению советского правительства, было снижение розничных цен на продукты и промышленные товары. Однако, по словам Леонида Млечина, автора книги «КГБ. Председатели органов госбезопасности», вместо этого 16 сентября 1946 года цены на продукцию, и без того отпускавшуюся по карточкам, резко взлетели вверх, что объяснялось плохим урожаем.
Впоследствии розничные цены регулярно снижались, но долгое время уровень жизни населения продолжал оставаться невысоким. Дело в том, что цены были снижены в 2,2 раза, а заработная плата в период с 1941 по 1947 годы выросла всего в 1,5 раза. Так что довоенного уровня властям тогда достичь не удалось. По мнению авторов издания «История России XVII-ХХ вв.» (редакторы А. В. Шубин и П. П. Черкасов), ситуация осложнялась ростом обязательных ежегодных государственных займов (в 2,4 раза). Кроме того в 2,8 раза увеличились расходы населения на различные налоги и сборы и в 1,4 раза на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Достижения сталинской пятилетки
Тем не менее многое в жизни простых людей все же изменилось. Например, в 1947 году, в соответствии с постановлением Совета министров СССР и ЦК ВКП (б) № 4004, была проведена денежная реформа и отменены карточки. Как утверждает В. П. Дьяченко, автор издания «История финансов», с 1 июля 1945 года Президиум Верховного Совета СССР постановил восстановить очередные и дополнительные отпуска рабочим и служащим, отмененные на период военного времени. Квартирный вопрос продолжал оставаться одним из самых острых, поэтому с 1945 по 1952 год в городах и поселках было построено свыше 155 миллионов квадратных метров жилой площади, а в сельской местности – более 3,8 миллиона усадеб.
Благодаря принятым мерам уровень жизни городского населения достиг довоенной отметки в 1951 году. По крайней мере так утверждает Михаил Шумилов, автор издания «История России 1917-2000». Однако авторы издания «Экономическая история мира» (председатель редакционного совета доктор экономических наук М. В. Конотопов) более осторожны в своих оценках и считают, что к началу 1950-х годов уровень жизни граждан лишь приблизился к довоенному, но не достиг его. А вот Николай Стариков на страницах своей книги «Сталин. После войны» заявляет о том, что в период сталинской пятилетки цены были снижены на 50 % , а зарплаты пусть и незначительно, но выросли, в связи с чем к 1954 году уровень жизни населения поднялся в 2 раза.
Ребята, что вы пьете? Какой довоенный? Дореволюционный, особенно в деревне, дай Бог , к началу шестидесятых. Во всяком случае рабочие при царе не бастовали из за пустых полок, и роста цен на сливочное масло, как было в Новочеркасске в 1961 году. Совсем края потеряли «красные дятлы»!
Иван, я не в курсе, что Вы знаете о том периоде, сколько Вам лет сейчас, и были ли Вы в том обсуждаемом периоде. Мне 80 лет, я помню бомбы, эшелоны Победы, голод 1946 года. Помню такую деталь детства, когда в г. Беломорске летом 1947 года мы шли со старшим братом, и он ткнул меня тихонько в бок, шепнув, что в пыли лежит корочка хлеба, как сейчас, помню, размер был 2х2 см.Я и не раздумывал, сразу поднял, он переломил пополам, и мы просто сосали эту корочку. Мы тогда ехали в г.Сортавала, и там обосновались. Отчим был фронтовиком бывалым (папа погиб в 1943-м), устроился в пожарную команду начальником караула.где через сутки дежурства были 2 суток выходных. Эти выходные он и использовал для заработка-умел сложить печь. Как фронтовику ему дали ссуду беспроцентную(!) для постройки дома. И он один срубил дом! Ему только помогли поставить сруб на фундамент земляки из морчасти, которым демобилизацию оттянули до 1949 года.Я помню 1 декабря 1947 года, когда отменили карточки. Не буду рассказывать, что было дальше, только мы жили дружно и чувствовали себя нормально. Всем становилось жить легче. Кому-быстрее, кому-сложнее, но мы не знали, как жилось в 1913 году. Может, у Вас сохранилась генетическая память, так поделитесь. Но поверьте мне, что жить становилось ощутимо лучше с каждым годом.Да, в колхозах жилось по-разному, хуже, чем в городе. Однако, фильм «Кубанские казаки» снимали в 1949 году в настоящем колхозе-миллионере. Там, где война прокатилась.