Сегодня туалетная бумага является для человека привычным средством гигиены, без которого повседневную жизнь трудно представить. Но, оказывается, так было не всегда. Такой простой, казалось бы, продукт в СССР научились делать далеко не сразу.
Туалетные чтения
До появления туалетной бумаги в Советском Союзе пользовались тем, что попадалось под руку – естественно, более-менее подходящее для этого. Чаще в ход шли старые газеты, журналы и даже книги. С учётом того, что периодические издания граждане покупали и выписывали много, проблем с походом в туалетную комнату не возникало. Для удобства газетные полосы или журнальные страницы разрезались, после чего листы в удобном формате оставляли рядом с отхожим местом.
В те времена жители страны особо не думали над тем, что в типографской краске содержится вредный для организма свинец или другие не совсем полезные химические вещества. Даже когда туалетная бумага перестала быть чем-то труднодоступным, многие люди своим привычкам не изменили. Они по-прежнему пользовались прочитанными газетами и журналами. Мол, к чему дополнительные расходы?
Распробовали, но не сразу
Туалетная бумага, конечно же, в СССР была. Но примерно до конца 60-х годов рулончики украшали исключительно номера гостиниц, в которых останавливались гости из-за рубежа. Кстати, за границей средства гигиены и заказывали. В 1969 году Сясьский целлюлозно-бумажный комбинат, расположенный в Ленинградской области, приступил к выпуску отечественной туалетной бумаги. Необходимое оборудование для этого даже пришлось закупать в Великобритании!
Сначала продукцию выпускали небольшими партиями. Советские граждане долгое время не могли привыкнуть к туалетной бумаге. По их мнению, в «туалетном вопросе» составить конкуренцию газетам и журналам было невозможно.
Чтобы люди наконец-то сделали выбор в пользу нового гигиенического средства, на Сясьском целлюлозно-бумажном комбинате придумали маркетинговую акцию. Продукцию стали раздавать работникам предприятия, а также руководителям других крупных организаций.
План сработал. Вскоре бумага оказалась дефицитным продуктом. Ленинградскому предприятию попытались прийти на помощь другие заводы, но из-за отсутствия соответствующего оборудования в продажу первое время часто поступала туалетная бумага в пачках, а не в рулонах.