В Советском Союзе, а именно в Ленинграде, в ноябре 1931 года появились первые санитарно-медицинские вытрезвители. Изначально учреждения подчинялись Наркомату здравоохранения, но довольно скоро перешли под контроль НКВД. Ленинградский опыт был признан успешным и вытрезвители стали открываться почти на всей территории страны. Только в одной советской республике не было подобных заведений.
Риск загреметь в довольно сомнительное заведение имелся у граждан, проживающих в практически любом крупном населённом пункте. А количество вытрезвителей в городе напрямую зависело от числа жителей. Так, согласно нормативам, на каждые 150-200 тысяч человек предусматривался один вытрезвитель. Но в составе СССР была всё же одна республика, на которую данная установка не распространялась. В Армении попросту отсутствовала надобность в таких учреждениях.
После того, как вытрезвители стали «зоной ответственности» НКВД, из них уволили почти весь медицинский персонал. В штатном расписании числился лишь один фельдшер, в задачи которого входило при необходимости оказывать пациентам первую медицинскую помощь и фиксировать состояние прибывших любителей горячительных напитков. Коллегами же медбрата или медсестры были милиционеры.
Чтобы оказаться в вытрезвителе (а посещение этого заведения в советские годы считалось позорным) достаточно было просто появиться на улице города в состоянии алкогольного опьянения. Поводом считалось также и распитие спиртного на улице. А уж если опьяневший гражданин начинал буянить в общественных местах или просто вести себя неадекватно, окружающим становилось понятно — вот-вот на горизонте покажется машина со «зловещей» надписью «Спецмедслужба».
Естественно, очередь из желающих попасть в вытрезвитель не выстраивалась. Уж больно серьёзными последствиями могла пьянка аукнуться. Информация о сотруднике, который провёл ночь в учреждении, моментально доходила до начальника на работе. «Постояльца» могли лишить тринадцатой зарплаты, льготной путёвки на отдых в санатории или отодвинуть назад на несколько позиций в бесконечной очереди на квартиру.