Нацистские концлагеря создавались не только на территории Германии. Немало их было на оккупированных территориях Западной и Восточной Европы, в том числе и в СССР. При этом отношение к советским военнопленным там зачастую было еще более страшным, чем в рейхе.
Фабрики смерти
В гитлеровской Германии концентрационные лагеря являлись главнейшим инструментом массового государственного террора и геноцида в отношении всех инакомыслящих, а также так называемых «унтерменшей» – «расово неполноценных народов», к которым в первую очередь причислялись евреи, цыгане и славяне. В узком смысле концлагеря были лишь одним из подвидов лагерей наряду с трудовыми, транзитными и прочими, однако именно в них нагляднее всего проявилась человеконенавистническая доктрина идеологов рейха.
Самый страшный вид концлагерей – лагеря смерти, предназначавшиеся исключительно для уничтожения отправленных в них узников. Это уже не места заключения, а настоящие фабрики смерти, оснащенные душегубками, медицинскими лабораториями, газовыми камерами и крематориями, из которых невозможно было спастись. Каждый день там погибало по несколько тысяч человек. Это печально известные Треблинка, Освенцим, Майданек, Бухенвальд.
Всего через систему концентрационных лагерей, гетто, тюрем и подобных мест прошло около 18 млн захваченных Германией жителей европейских стран, в первую очередь Советского Союза, Польши, Югославии, Франции, Нидерландов, Бельгии, Чехословакии, Венгрии, Румынии. Примерно 11 млн из них были либо убиты, либо не выдержали нечеловеческих условий содержания.
Самым страшным из лагерей смерти стал польский Освенцим, где было убито и замучено свыше 1 млн 100 тысяч человек. Преимущественно это были евреи, но также и немалое количество поляков, цыган и советских граждан. Больше всего советских граждан – около 100 тысяч человек, в первую очередь евреев – погибло в Бабьем Яре под Киевом, куда свозились заключенные коммунисты, комсомольцы, подпольщики, советские военнопленные из Сырецкого лагеря.
Обреченные умирать
Наиболее масштабному геноциду со стороны германского рейха подверглось еврейское население Европы, что вошло в историю под термином «Холокост». Однако массовое уничтожение затронуло и славянские народы, в частности проживавшие на территории СССР. Исследователи из Мемориального Музея Холокоста в США, а также профессор современной европейской истории Николаус Вахсман называют советских военнопленных первыми жертвами геноцида славян: их целенаправленно обрекали на смерть, моря голодом, ставя над ними медицинские эксперименты и опыты, которые позволили запустить индустрию газовых камер в лагерях смерти.
Военнопленные из других стран Европы, США и близко не подвергались таким издевательствам, как красноармейцы. Формально германское политическое руководство мотивировало жестокое обращение с советскими военнопленными тем, что СССР не ратифицировал Женевскую конвенцию 1929 года. Однако в действительности Берлин руководствовался своими военными интересами: пленные красноармейцы представляли потенциальную угрозу и препятствие на пути завоевания территорий СССР, а поэтому должны были быть умерщвлены любым способом.
О том, что это было планомерное уничтожение свидетельствуют темпы, с которыми погибали советские военнопленные. Среди примерно 3,35 млн красноармейцев, попавших в немецкий плен в течение 1941 года, к февралю 1942 года не менее 2 млн уже не было в живых. За весь период Великой Отечественной войны в немецком плену побывало около 5,7 млн советских солдат и офицеров, из них по причине голода, болезней и казней погибло не менее 3,3 млн человек – более половины численности всех военнопленных из Советского Союза.
Долгое время власти Западной Германии отрицали факт запланированного уничтожения советских военнопленных, однако к 1970-м годам немецкие историки все же признали, что командование вермахта и военный персонал лагерей не только знали о преступной политике гитлеровских властей относительно пленных бойцов и командиров Красной Армии, но и активно участвовали в подготовке и осуществлении массовых убийств.
Так, при разработке плана операции «Барбаросса» именно военное командование пришло к мнению, что советские военнопленные должны быть выведены из-под защиты Международного комитета Красного Креста и других правозащитных организаций. В марте 1941 года генерал от инфантерии Герман Рейнеке во время инструктажа убеждал своих подопечных, что красноармейцы – наиболее опасные враги рейха, и с ними нужно поступать соответствующим образом.
Об особом отношение в Берлине к советским военнопленным свидетельствует приказ о клеймении, который датируется январем 1942 года. Клеймо имело функцию аналогичную отличительному знаку в виде желтой Звезды Давида, который обязывали носить евреев. Красноармейцам клеймо в виде перевернутой латинской буквы «V» должно было наноситься сначала на левое предплечье, позднее на левую ягодицу. Для этого использовали либо химическое вещество, либо делали надрез ланцетом. В документе так объяснялась причина этой меры: «Ввиду того, что советские военнопленные при побегах большей частью снимают с себя опознавательные знаки и не могут быть опознаны как военнопленные».
Попадавшие в немецкие лагеря пленные РККА часто были обречены на голодную смерть. В августе 1941 года для советских военнопленных, занятых тяжелым физическим трудом, была установлена суточная норма пайка в 2200 Килокалорий, но на практике они получали не более 700 Ккал. Этого было явно недостаточно для поддержания нормальных жизненных функций. Через несколько недель подобного рациона многие умирали от истощения.
К концу осени 1941 года нацистские концентрационные лагеря охватила целая серия эпидемий, преимущественно брюшного тифа и дизентерии. Только в октябре от болезней ежедневно умирало около 5 тысяч советских военнопленных, а с наступлением холодов среди замерзающих, голодных и истощенных красноармейцев смертность только увеличилась.
Много военнопленных гибло на маршах еще на территории СССР. Немногим удавалось за день преодолеть дистанцию в 40 км, особенно если речь шла о раненых. Обессилевших бойцов просто пристреливали на месте. В целом расстрел был одной из самых распространенных причин гибели военнопленных: могли застрелить за попытку к бегству, за неповиновение или просто так.
В пекле
Зачастую в концлагерях, созданных нацистами на оккупированных территориях, условия содержания военнопленных были хуже, чем в самой Германии. Речь в том числе и о лагерях, размещавшихся на территориях Советского Союза. Даже учитывая, что документация, относящаяся ко многим лагерям на территории СССР и Восточной Европы, почти не сохранилась (либо уничтожена командами СС, либо пострадала во время военных действий), мы все же располагаем некоторыми сведениями, главным образом из воспоминаний бывших узников.
Известно, что военнопленным, попавшим в лагеря на территории Германии, часто приходилось ютиться в землянках и хижинах из дерна. А в Белоруссии могло не быть и этого. Бывшие пленные вспоминают, как им предоставляли сооружения без стен и пола – лишь навесы могли спасти от дождя и снега, но не от холода и сырости.
В Карачае (на Ставрополье) оккупационные власти создали лагерь для партийно-советских хозяйственных работников и активистов, где последних морили голодом и подвергали унижениям и зверским издевательствам, например, били беременных женщин в живот или спускали на заключенных овчарок, приученных питаться человеческим мясом. Одному их узников, Мекеру Чатчаеву удалось сбежать из этих чудовищных застенков. Он вспоминал, как каждую ночь ему приходилось мыть машину, увозившую заключенных на казнь: «она была выпачкана кровью жертв, попадались части человеческих тел: уши, пальцы, женские волосы…».
Печально известные лагеря Освенцим и Майданек, располагавшиеся на территории оккупированной Польши, изначально проектировались по личному распоряжению Генриха Гиммлера для размещения в них советских военнопленных. Они должны были использоваться в качестве рабочей силы на крупных промышленных предприятиях. Однако условия их содержания были настолько невыносимыми, что, например, к январю 1942 года из 10 тысяч заключенных, привезенных в Освенцим, в живых осталось лишь несколько сотен человек. Вскоре в эти лагеря стали тысячами свозить евреев.
Свою мрачную репутацию Освенцим заработал задолго до того, как в нем стали преобладать узники еврейской национальности. Уже в начале осени 1941 года комендант Освенцима Рудольф Хёсс со своими помощниками отобрал 250 военнопленных политруков, комиссаров и особых политических функционеров для проведения над ними эксперимента. Заключенными набили тесный подвал, куда бросили гранулы «Циклона Б» – ядовитого газа на основе цианида. Яд должен был подействовать сразу, но недостаточная его дозировка продлила страшную агонию несчастных узников до получаса. Опыт был признан успешным, после чего «Циклон Б» стали использовать для массового уничтожения людей в газовых камерах лагерей смерти.
Огромное количество советских военнопленных погибло в лагере Собибор, располагавшемся на юго-востоке Польши близ деревни Собибур. Заключенным обещали, что они будут работать на мармеладной фабрике. Они прошли фальшивый медосмотр, после чего их отвели в баню. Однако вместо воды купальное помещение быстро наполнилось ядовитым газом. Большинство узников, привозимых в лагерь, умерщвляли в тот же день. Лишь незначительную часть оставляли в живых для использования на различных работах.
В австрийском Маутхаузене во время одной их казней расстреляли такое количество советских военнопленных, что местные жители стали жаловаться на загрязнение окрестных источников воды – они были все буро-красные от обилия крови. По разным данным, из более чем 120 тысяч погибших в Маутхаузене узников около 32 тысяч были советскими гражданами.