Военнопленные, содержавшиеся в немецких лагерях, при должной целеустремленности и смекалке могли без проблем сбежать на волю. Это доказал боец Королевских вооружённых сил Великобритании Гораций Грисли, который за пять лет совершил больше 200 побегов из плена. Однако он каждый раз добровольно возвращался в лагерь.
Парикмахер в плену
Уроженец английского графства Лестершир Джозеф Гораций Грисли (Greasley) до Второй мировой войны работал парикмахером. Будучи призван в армию, он попал в плен к немцам в мае 1940 года во французском Дюнкерке. Гитлеровцы заставили 22-летнего британца идти пешком через несколько границ, до Голландии, где его посадили на поезд. Во время этого путешествия «по этапу», как вспоминал Грисли, многие его товарищи по несчастью умерли. В конце концов Грисли оказался в лагере Ламсдорф в Силезии, в районе нынешнего польского городка Ламбиновице. Пленные были заняты на добыче мрамора. Кормили их при этом крайне скудно.
В Сети можно встретить снимок, на котором военнопленный с обнажённым торсом бесстрашно глядит в лицо самому Генриху Гиммлеру. По утверждениям британских СМИ, это был Гораций Грисли. Но, как считают историки, на самом деле фотограф запечатлел неизвестного красноармейца в концлагере в Минске, куда Гиммлер приезжал в 1941 году. Путаница связана с тем, что в жизни Грисли имел место похожий эпизод – он сдёрнул одежду, чтобы продемонстрировать свою худобу приехавшему в лагерь «ревизору» из высоких чинов.
Но настоящие чудеса храбрости Грисли проявил, когда неожиданно влюбился в немецкую девушку.
Побег за побегом
17-летняя Роза Раухбах (Rauchbach или Rauchenbach) была дочерью начальника мраморного карьера, на котором трудились военнопленные. Сама она числилась лагерной переводчицей. Гораций и Роза понравились друг другу, и между ними завязались романтические отношения. Благодаря помощи других заключённых, служивших «живым щитом», парочке удавалось скрываться от глаз охранников.
Возможно, кто-то из руководства лагеря всё же заподозрил неладное, потому что вскоре Грисли перевели в другой лагерь, в 65 километрах от прежнего. И тогда, чтобы вновь повидаться с девушкой, ему ничего не оставалось, как сбежать. Решётку на окне Гораций Грисли спилил и заменил на деревянную. А в углу территории лагеря военнопленные выкопали траншею под забором, через которую англичанин и сумел выбраться наружу. Роза, тем временем, была предупреждена о планах возлюбленного. Ей передал записку коллега Грисли – цирюльник, работавший на несколько лагерей.
Увидевшись с Розой, Гораций мог остаться на воле, но предпочёл возвратиться в лагерь, где его кормили. Если бы он решил пробрался в одну из оккупированных стран, чтобы примкнуть к движению Сопротивления, то тогда потерял бы возлюбленную. Стоит учитывать, что Грисли почти не имел реального боевого опыта – за его плечами было лишь семь недель тренировок накануне высадки на континенте. Когда Грисли вернулся, оказалось, что в лагере никто даже не заметил, что один из узников долго отсутствовал.
Раз за разом британец рисковал жизнью ради свиданий с Розой. И хоть охранники лагеря были не слишком внимательны, разгуливающего на свободе военнопленного могли схватить гестаповцы.
Конечно, Грисли каждый раз не мог проходить десятки километров. Он выбирал для встреч те моменты, когда Роза в качестве переводчицы приезжала в ближние лагеря. Свидания воодушевляли узника и давали ему стимул бороться за жизнь. Иногда они с Розой встречались по три раза в неделю. Кроме того, девушка приносила ему еду, что было немаловажно для выживания. Она также передавала в лагерь различные вещи, например, приёмник, с помощью которого пленные слушали британское радио.
Финал истории
В феврале 1945 года в Силезию вошла Красная Армия. Как и другие военнопленные союзников, Гораций Грисли сначала был отправлен в американскую зону оккупации Германии, а затем смог вернуться домой. Так завершилась его военная «одиссея». А вот небывалая история любви к Розе Раухбах имела грустный и, увы, не слишком романтичный финал. Вскоре после возвращения в Англию Гораций узнал, что девушка умерла в Германии при родах, ребёнок тоже скончался. Сам Грисли впоследствии дважды женился, у него было двое детей.
Широкой общественности история Горация Грисли стала известна в 2008 году, когда вышли в свет его воспоминания под названием «Поют ли птицы в аду?». Отметим, что многие встретили книгу с изрядной долей скепсиса. Историк Гай Уолтерс на страницах газеты Daily Mail писал, что к мемуарам Грисли «немало вопросов» – например, почему в своих послевоенных анкетах он ничего не упоминал о «200 побегах». Однако в настоящее время до конца разобраться в правдивости написанного вряд ли возможно: участник Второй мировой войны Гораций Грисли скончался в 2010 году в возрасте 91 года.