Василий Маргелов не являлся основателем воздушно-десантных войск, однако именно при его руководстве ВДВ стали самостоятельным родом войск. Для десантников Маргелов был великим лидером, способным достичь многого.
ВДВ: войска дяди Васи
Десантники уважительно и дружески называли Маргелова "Дядя Вася". Он был простым и доступным в общении, это было его естественное поведение. Маргелов добился введения в ВДВ тельняшек на самом высоком уровне - в ЦК КПСС, это произошло в 1968 году. Единственное отличие тельняшек десантников от моряков было в цвете полосок - они были голубыми, а не черными. Сам Маргелов продолжал прыгать с парашютом, последний прыжок он совершил в 60 лет.
О Маргелове и его десантниках ходит множество легенд, но лучше всего рассказать реальную историю. Когда был запланирован первый испытательный прыжок новой парашютной системы, позволяющей десантироваться внутри боевой машины, Маргелов отправил своего сына в состав испытателей. Во время прыжка, пока БРМД еще не достигла земли, Маргелов сидел с заряженным пистолетом, готовым применить его в случае трагического исхода. Когда все закончилось успешно, Маргелов подарил сыну патрон из того пистолета.
Маргелов внимательно следил за боевой выучкой и техническим оснащением ВДВ, в том числе – за тем, чтобы не перегружать солдата ненужным и излишним снаряжением. «Десантник рассчитан на 15 минут боя, ему нужно быть мобильным и скрытным». – считал Маргелов.
Зона особого внимания – кино
Маргелов понимал силу воздействия кинематографа и делал всё, чтобы «продвинуть» на широкие экраны десантуру. Например, в фильме «Офицеры» представитель третьего поколения военной семьи выбирает для службы именно ВДВ. Но первым, сформулируем так, сольным проектом про воздушный десант стал фильм 1977 года «В зоне особого внимания».
Это была первая полнометражная работа молодого режиссёра Андрея Малюкова и Маргелов покровительствовал проекту. Он подключился на ранних стадиях и пробил съёмки на самом верху. Маргелов выступал как консультант фильма, хотя его фамилии и нет в титрах. Тем не менее, ляпов избежать не удалось.
Так, во время захвата моста прапорщик, которого играет Михай Волонтир, забирает из караулки и выбрасывает в воду автомат АК-74, а утром майор отдаёт солдату вытащенный из реки АКМ. С мостом связан ещё один ляп – когда десантники спускаются на парашютах на мост, по нему ходит вооружённый дозорный, который не замечает группу захвата до самого последнего момента. В эпизоде с угнанным уазиком видны следы шин от предыдущих дублей. Лейкопластырь на лице одного из героев в соседних кадрах занимает различное положение. Есть и другие несостыковки.
Тем не менее, фильм стал народным хитом, а желающих попасть в ВДВ – больше, чем вакантных мест в десанте.
Рассказывают, что на съёмках фильма Маргелов однажды рассвирепел по-настоящему – когда Малюков предложил водрузить на головы десантников кепи. «Я тебя расстреляю прямо здесь из моего пистолета! Только голубые береты! Запомни!», - бушевал Маргелов. По сути, режиссёр был прав – в полевых условиях десантники не носят береты, они демаскируют бойцов своим цветом, выделяющимся на фоне листвы. Но Маргелову был важнее рекламный эффект, мгновенная и безошибочная идентификация, чем следование тактическим требованиям. И он оказался в итоге прав. Фильм прошёл с таким успехом, что вскоре было снято продолжение – «Ответный ход».