По данным Варшавского исторического музея, в восстании 1944 года участвовало 40 тысяч человек, среди которых были не только поляки, но и иностранцы. На варшавских баррикадах сражались и русские. Точное их количество неизвестно, но польским историкам удалось отыскать данные о 60 бойцах. Самым известным участником боев стал Виктор Башмаков, который возглавлял «русский взвод». Он единственный русский, чье имя высечено на Стене памяти Музея восстания.
Русские добровольцы
В центральной тюрьме на улице Даниловичевской и в пригороде Варшавы содержались сотни советских пограничников, взятых немцами в плен в первые минуты войны. В самом начале «Варшавского восстания» жандармерия повстанцев, которую называли «канарейка» освобождала узников и предоставляла им полную свободу действий. Пленные русские по большей части были военными и вливались в ряды повстанцев.
Советские солдаты и офицеры поодиночке и группами входили в польские отряды, которые вели бои центральных районах Варшавы, Старом Мясте и Жолибож. Два десятка офицеров-пограничников воевали в 1-й роте III-го батальона АК. Имена бойцов не сохранились, но в польских сводках остались их позывные – «Танк», «Гранат», «Аэроплан».
Сохранилось имя командира батальона 3-й дивизии Войска польского, Сергея Кононова, который родился в деревне Новопетровское Амурской области. После окончания войны участники восстания помнили имена русских товарищей: Николая Козырева, Евгения Мулькина, Михаила Назарова, Григория Семенова. Боец батальона «Храбрый II», Генрих Лагоцкий, воспоминал отчаянного русского, представившегося просто Мишкой. Он служил в СС и перешел на сторону восстания.
В книге «Когда ложь была добродетелью», автор Данута Славинская пишет о военных русских врачах, которые сбежали от немцев и лечили польских повстанцев. Звали их: полковник Александр Аникеев, доктор Шайтанов, капитаны Казанов и Базанов.
Взвод Виктора Башмакова
С первых дней боев в составе роты Ежи Здродовского с позывным «Кварчаный» сражался русский взвод. Точное количество бойцов неизвестно, но выяснено, что они входили в оперативную группу «Зубр» Армии Крайова. Воевал отряд в районе квартала Жолибож, а командовал русскими добровольцами Виктор Башмаков, которому присвоили позывной «Инженер».
По воспоминаниям поляков русские сражались отчаянно и себя не жалели. Последний бой взвод Башмакова принял, обороняя территорию варшавского маслозавода. 30 сентября польское командование начало переговоры с немцами о капитуляции. Всем стало понятно, что восставшие потерпели поражение. К отряду русских, державших оборону на маслозаводе, присоединились разбитые отряды поляков.
На военном совете было принято решение прорываться на левый берег Вислы. Повстанцы разбились на мелкие отряды и по отдельности пытались выйти из окружения. На противоположный берег переправилась только группа Яна Беньковского, из 80 человек которой выжило два десятка. Бойцы «Инженера», вооруженные несколькими ППШ и трофейным немецким оружием в ночь с 30 сентября на 1 октября, также ушли в прорыв. Из русских никто не выжил.
Виктор Башмаков родился предположительно в 1916 году в Симбирске, который впоследствии переименовали в Ульяновск. В начале войны он служил старшим-лейтенантом пограничных войск и попал в немецкий плен. Из лагеря офицер бежал и прятался от жандармерии в пригородах Варшавы, где влился в польское сопротивление.
Другие русские
Гораздо больше русских сражалось на стороне немцев. Убийствами и грабежами прославилась 29-я гренадерская дивизия СС РОНА. 1700 ее добровольцев во главе с Брониславом Каминским участвовали в резне в районе Варшавы под названием Охота. Уровень насилия, устроенный русскими легионерами, поразил даже немцев. Когда, привыкший ко многому обергруппенфюрер СС Эрих фон дем Бах, потребовал Каминского урезонить своих людей, тот ответил, что в России его бойцы потеряли все имущество и имеют право грабить поляков.
Немцы разуверились в своем союзнике и расстреляли его. Также восстание поляков подавляли легионеры из дивизии «Галичина», кавказский и мусульманские батальоны СС. «Прославились» и пронацистские казаки. Против поляков воевал 5-й кубанский казачий полк, 3-й казачий кавалерийский батальон 57-го охранного полка, 69-й казачий батальон 3-й кавалерийской бригады «Казачьего стана», 572-й казачий батальон и 209-й казачий полицейский батальон.