Василий Блюхер: главные тайны биографии первого советского маршала

Послереволюционная биография маршала РККА Василия Блюхера была известна и в подтверждении не нуждалась. Но как только в конце 30-х годов над именитым военачальником начали сгущаться тучи сталинских репрессий, прошлое Блюхера решили тщательно перепроверить.

Успокоили, наградили, арестовали

Последние месяцы жизни героя Гражданской войны, кавалера двух орденов Ленина, трех – Красного Знамени РСФСР и двух – Красного Знамении СССР, ордена Красной Звезды маршала Василия Блюхера напоминают фантасмагорию: в начале 1938 года военачальник, осознавая опасность, прямо спросил Сталина, доверяет ли ему вождь советского государства. Сталин заверил Блюхера, что тому беспокоиться не о чем. Спустя полтора месяца маршала наградили вторым орденом Ленина.

А ровно через 8 месяцев после награждения, 22 октября, Василия Блюхера арестовали. В заключении маршал не продержался и трех недель, умер от жестоких избиений на допросах, оговорив себя – признался в «традиционных» для того времени обвинениях в антисоветской деятельности и шпионаже.

Где его 13 лет?

Как позже выяснилось, «копали» под Василия Блюхера давно. Он в конце сентября 1938 года еще отдыхал в сочинском «Бочаровом Ручье», а в НКВД уже больше месяца как была готова «Справка о результатах проверки биографических данных В. К. Блюхера за время с 1904 года до 1917 года». То есть, периода жизни будущего маршала с 14 до 27 лет. Этот 22-страничный документ опубликован и весьма интересен.

Чекисты, разбираясь в прошлом Блюхера, потратили массу времени и сил, чтобы опросить десятки людей и проанализировать большое количество архивных документов. Примечательно, что изначально у НКВД не было даже письменной автобиографии маршала, только очерки известного советского писателя Константина Паустовского, а также журналиста Моисея Черненко (оба опубликованы в 1938 году за несколько месяцев до ареста и смерти военачальника, первый в «Новом мире», второй в «Комсомольской правде») да неизданная рукопись участника Гражданской войны Константина Ананьева о Перекопской дивизии — соединении, которое в 1920 году возглавлял Блюхер.

Послужной список Василия Блюхера начинался с октября 1917 года, до этого времени его документальные биографические данные отсутствовали, за исключением подтвержденных сведений о том, что будущий советский маршал воевал в Первую мировую и дослужился до унтер-офицера. В справке особо отмечается, что сам Блюхер о своем дореволюционном прошлом распространяться не любил, а если и говорил, то туманно.

Чекисты проанализировали содержание регистрационного бланка члена ВКП(б), заполненного со слов Блюхера при обмене партбилета, и обнаружили серьезные расхождения в биографии маршала. Не отыскали никаких сведений о том, что в Санкт-Петербурге юный Блюхер служил мальчиком в мануфактурном магазине Клочкова, а также работал на франко-русском заводе «Берда» (хотя служащие ленинградского УНКВД переворошили в местном архиве 6 паспортных книг, 2 книги-списка и общую картотеку рабочих и служащих предприятия с 1905 по 1917 годы).

Аналогичная ситуация сложилась и с исследованием документов Мытищинского вагоностроительного завода (1909-1910 годы) – и там фамилии Блюхера среди рабочих и служащих не оказалось. Блюхер сообщал о себе, что в 1910 году участвовал в забастовке рабочих завода и был арестован. Чекисты просмотрели полицейский список арестованных (небольшой, всего 6 зачинщиков) – искомая фамилия вновь отсутствовала. Исследовали архивные документы Бутырской тюрьмы того времени, и даже за последующие годы – результат тот же.

Сотрудники УНКВД опросили 9 старых рабочих Мытищинского вагоностроительного завода, большинство из которых до революции 1917 года были активными подпольщиками, участвовали в забастовках. Блюхера никто не вспомнил. После бесед с рабочими чекисты вышли на бывшего жандарма Капустина, до революции «курировавшего» вагоностроительный завод. Капустина арестовали и допросили по поводу Блюхера. Капустин рассказал, что очень удивился, прочитав в «Известиях» о мытищинском прошлом маршала – уж он-то, надзиратель за предприятием, должен был помнить всех бунтовщиков. Блюхера среди них точно не было.

Не отыскался слесарь с такой фамилией и в архивах Казанской железной дороги за 1913-1914 годы. А завода Остермана в Казани, где по словам Блюхера, он работал слесарем несколько месяцев в 1916-1917 годах, и вовсе не существовало. Не трудился Блюхер механиком (равно как и кем-либо другим) на маслобойном заводе в городе Петровске Саратовской губернии в 1917 году.

Сотрудники НКВД обнаружили множество нестыковок в биографических данных, упомянутых публицистами Паустовским и Ананьевым, эти сведения вступали в противоречия с информацией в регистрационном бланке члена ВКП(б) Василия Блюхера.

... Историки до сих пор спорят, что же на самом деле делал до революции Василий Блюхер. Есть даже версия, что он был ротмистром австро-венгерской армии графом Фердинандом фон Галеном, попавшим в русский плен в Первой мировой войне. Но документального подтверждения данная гипотеза не имеет.