14/06/22

Василий Маргелов: сколько боевых ранений было у советского десантника № 1

Как пишет Александр Осипов в своей книге «О времени и о себе», в годы Великой Отечественной войны будущий десантник № 1 проявил себя как энергичный, опытный, а главное смелый командир. Но на самом деле смелостью Василий Маргелов отличался всегда. И в юности, и уже в зрелом возрасте он не единожды рисковал своей жизнью и мог погибнуть бессчетное количество раз.

Завал в шахте

Василий Филиппович Маргелов появился на свет в городе Днепр (тогда Екатеринослав) в семье рабочего-металлурга. Как и отец, Маргелов никогда не был лентяем. Окончив церковно-приходскую школу, он сразу пошел работать. Тогда Василию Филипповичу было всего 13 лет. До призыва в Красную Армию он успел потрудиться и грузчиком, и плотником, и в мастерской по выделке кожи. Но первый случай, когда Маргелов чуть не погиб, произошел в ту пору, когда будущий генерал работал на шахте в родном Екатеринославе.

Олег Смыслов в издании «Генерал Маргелов» пишет о том, что однажды в шахте случился завал. Некоторые шахтеры уже после нескольких часов нахождения под землей потеряли надежду на спасение. Однако юный Василий Филиппович вместе с еще несколькими рабочими в течение трех суток разгребал породу. И все это без пищи и воды. Только на четвертый день Маргелов наконец увидел свет. Он сам и его коллеги выбрались наверх целыми и невредимыми. Правда, здоровье Василия Маргелова после этого стало подводить, и из шахты ему пришлось уйти.

30 тысяч немцев

Через 4 года Василий Маргелов был призван в ряды Красной Армии. Именно этот период можно назвать началом военной карьеры Василия Филипповича. Несмотря на то, что во время советско-финской и Великой Отечественной войн Маргелов руководил войсками, он рисковал своей жизнью так же, как и любой рядовой. Генерал имел, по меньшей мере, 8 ранений. Тем не менее, всякий раз он снова возвращался в строй. Не зря в 1944 году Маргелов удостоился звания Героя Советского Союза. Впрочем, героические поступки он продолжал совершать и после победы.

Борис Костин и Александр Маргелов, написавшие книгу «Генерал армии Василий Маргелов», сообщали, что 12 мая 1945 года Маргелову приказали воспрепятствовать прорыву немцев на территорию, находившуюся под ответственностью американцев. А между тем советские бойцы уже праздновали победу, поэтому допустить еще одного кровопролития Маргелов не мог. Он сам отправился на переговоры с гитлеровцами и в жесткой форме потребовал от них добровольно сдаться в плен. Фашистам уже нечего было терять, и они вполне могли расправиться с командиром на месте. Однако, выслушав Маргелова, более 30 тысяч немцев сложили оружие.

Прыжки с парашютом

Вообще описанный выше случай как нельзя лучше характеризует Василия Маргелова. Несмотря на статус, генерал всегда предпочитал все делать сам. Так, по словам Маргелова, до сорока лет он не был знаком с парашютным снаряжением. Что уж говорить о прыжках? Тем не менее, уже будучи генералом и командиром 76-й гвардейской Черниговской Краснознаменной воздушно-десантной дивизии, Василий Филиппович впервые совершил прыжок с парашютом. Приземлился Маргелов неудачно, повредив и без того израненную ногу. Впрочем, он остался жив. А вот друг и соратник Маргелова Михаил Денисенко разбился. Об этом случае упоминает в своей книге «Десантник № 1. Генерал армии Маргелов» и Александр Маргелов.

Михаил Иванович Денисенко в том же 1948 году, что и Маргелов, начал командовать 103-й гвардейской воздушно-десантной дивизией Белорусского военного округа. По сути, Денисенко мог стать вторым «отцом» ВДВ. Но не случилось: Михаил Иванович погиб в апреле 1949 года, совершая третий прыжок с парашютом. За несколько месяцев до этой трагедии Маргелов и Денисенко условились в том, что совершат, по крайней мере, по 6 прыжков. Невзирая на неудачный дебют и смерть товарища, Василий Филиппович клятву выполнил.