Термин «Великороссия» или «Великая Русь» в течение многих столетий неоднократно претерпевал модификации, из-за чего сегодня нет его четкого понимания. Что это, географическое обозначение или эпитет, данный государству?
Путь «Великой Руси»
Словосочетание «Великая Русь» встречается в летописях начиная с XII века, но его точного определения никогда не существовало. Предполагается, что первоначально он использовался не в территориальном смысле, а как эпитет, характеризовавший масштабы и величие державы. Именно в таком духе называл Русь византийский император Константин Багрянородный, а также автор «Сказания о Борисе и Глебе»: «с Русьске стороне велиции».
Географические очертания термин «Великая Русь» стал приобретать во времена феодальной раздробленности и монгольского нашествия, выделяя земли, которые оказались в меньшей степени подвержены разорению. Если до середины XIII столетия центром Великорусского государства все еще оставался Киев, то ближе к концу века он переместился во Владимир. Именно туда в 1300 году перебрался Киевский митрополит Максим.
К XIV столетию только двух территорий Древней Руси не коснулось ордынское порабощение – Галицко-Волынские и Владимиро-Суздальские земли. Не теряя связи с Константинопольским Патриархатом, они оспаривали право называться преемником некогда единой Руси. В конечном итоге к середине XIV столетия формируются две митрополии: одна в Галиции с 6 епархиями, другая - во Владимире с 12 епархиями. Первая получила название «Малой Руси», вторая – «Великой».
Киев все еще продолжал входить в Великую Русь, пока в 1362 году его не захватила Литва. Так, с подачи князя Ольгерда «мать городов русских» была присоединена к восточным литовским владениям, на которые позднее распространилось понятие «Малой Руси».
Как писал историк Николай Ульянов, «Великая Россия первоначально не означала отдельного народа или племени, относилась не к одному какому-нибудь княжеству, вроде московского, но ко всем северо-восточным землям, не подпавшим под власть иноверных государей».
Из религии в политику
Не прошло и 10 лет с момента захвата Киева, а Ольгерд просит у византийского патриарха дать ему отдельного митрополита на все захваченные земли Южной и Северо-Западной Руси. Но в 1388 году константинопольский Синод утверждает единого русского митрополита Киприана, при этом названия «Великая» и «Малая Русь» на долгое время исчезают из хроник. Более того, Киприану подчиняются Галиция и Литва: Древнерусское государство в церковном смысле приобретает невиданные до этого времени единство и размеры – воистину Великая Русь.
В 1458 году церковному единству Руси все же пришел конец: с этого момента единая русская митрополия окончательно разделятся надвое. Западные митрополиты теперь величают себя «Литовскими и всея Руси», а восточные – «Московскими и всея Руси». И хоть деление на Малую и Великую Русь по-прежнему подвержено забвению, функцию Великороссии на себя фактически берет Московское государство.
Теперь словосочетание «Великая Русь» нагружается не только церковным, но и политическим и географическим смыслом. В 1584 году понятие «Великая Русь» официально закрепляется в чине венчания царя Фёдора Иоанновича: «государь и самодержец всея Великия Росия».
Московия – «Великая» и «Белая»
С XIV столетия термин «Великая» по отношению к России употребляют и европейцы, уточняя его географическую привязку. Французский дипломат Жильберт де Ланнуа, посетивший в 1413 году северо-западные области нашей страны, Великой Русью называет земли Новгородские и Псковские. Словно подтверждая слова француза, в 1432 году итальянский картограф Андреа Бианки опубликовал карту Северо-Восточной Руси, которую подписал: Imperio Rosie Magna – Великая Российская Империя.
Поляки в отличие от западных европейцев именовали Русь Московией, относя это название в том числе к Новгородским и Псковским землям. Однако польский хронограф Ян Длугош в документе, датируемом 1480 годом, упоминает реку Березина, которая вытекает из болот Великой России недалеко от Полоцка, подразумевая тем самым, что именно там находится Великая Русь.
К XVII столетию пренебрежение со стороны Запада к Москве проходит и ее все чаще включают в орбиту Большой Руси. Так, в 1632 году Николас Фишер-Пискатор в Амстердаме издает географическую карту, которую называет «Генеральная табула Москвы или Великой России», а в 1677 году француз Пьер Дюваль публикует карту уже с тремя названиями России: «Московия, иначе называема Великая или Белая Русь».
Новая жизнь
Любопытно, что с начала XVIII столетия слово «Великороссия» фактически выходит из употребления, тогда как «Малая Русь», а точнее «Малороссия» закрепляется для противопоставления юго-западных областей государства центральным и северо-западным, которые именуются просто Россией. С XIX столетия в термин «Великороссия» вдыхается новый смысл: теперь он становится достоянием этнографов и лингвистов, превращаясь в наименование исторической области наряду с «Малороссией» и «Белоруссией».
После Октябрьской революции термин «Великороссия» выводится из историографического обихода, как и концепция триединства русского народа. Теперь нет ни великороссов, ни малороссов. «Может великорусский марксист принять лозунг национальной, великорусской, культуры? Нет... Наше дело – бороться с господствующей, черносотенной и буржуазной национальной культурой великороссов», – писал Ленин.
Тем не менее, сама идея «Великой Руси» продолжила жить, перейдя национальные границы. Так, Сталин заявлял: «Я русский грузинской национальности». Неслучайно всех советских граждан, будь то еврей или казах, за границей продолжали именовать русскими.
Современное понимание слова «Великороссия» как и раньше не имеет четких географических рамок. Это скорее термин, обращенный в прошлое, который подразумевает границы государства эпохи Ивана IV до покорения Казанского, Астраханского и Сибирского ханств.