11/12/21

Виктор Глушков: тайна смерти советского ученого, придумавшего «искусственный разум»

Юрий Ревич, автор издания «Информационные технологии в СССР», назвал молодость Виктора Глушкова остросюжетным триллером. Однако последующая жизнь ученого, разработавшего систему автоматизированного управления экономикой, как, впрочем, и смерть, были полны неожиданных поворотов и загадок.

Не жизнь, а триллер

Виктор Михайлович Глушков родился в 1923 году в семье служащих. Как указано в издании «Судьбы творцов российской науки» (УРСС, 2002 год), еще в школьные годы Виктор проявлял необычные способности: учился он играючи и частенько опережал одноклассников. Неудивительно, что будущий ученый окончил школу с золотой медалью. Причем, произошло это буквально за день до начала Великой Отечественной войны. Из-за слабого зрения на фронт Глушкова не взяли, но ему и без этого довелось немало испытать во время войны. В 1942 году город Шахты, где тогда жил Виктор Михайлович, был захвачен немцами. Однажды мать ушла из дома и не вернулась. Предположительно, ее расстреляли гитлеровцы.

Сам же Виктор остался жив и даже поступил на математический факультет Ростовского университета. В 1948 году он окончил этот вуз, а также Новочеркасский индустриальный институт. Вскоре Глушков был направлен на Урал, где стал заведовать кафедрой теоретической механики лесотехнического института. Однако он продолжал учиться. Защищая докторскую диссертацию в Московском университете, Виктор Михайлович познакомился с академиком АН Украины Гнеденко. Гнеденко, как утверждает автор книги «Научные школы компьютеростроения» В.Е. Ходаков, и пригласил Глушкова в Киев, где последний с 1956 года начал заведовать лабораторией вычислительной техники в Институте математики. Вскоре на базе лаборатории был организован Вычислительный центр АН УССР, который и возглавил Глушков.

Система управления и другие достижения

Тогда же в руках Виктора Глушкова оказалось первое отечественное издание по ЭВМ и программированию «Электронные цифровые машины» Анатолия Китова. На страницах книги Китов высказал идею автоматизации системы управления, которую и взял на вооружение Глушков. Именно Виктор Михайлович не дал пропасть изысканиям Китова и стал разрабатывать Общегосударственную  автоматизированную систему (ОСАГ), предназначенную для планирования и управления экономикой страны. Для этого ученому пришлось самому изучить деятельность более тысячи объектов народного хозяйства: заводов, шахт, железных дорог, аэропортов, высших органов управления. Однако этот замысел был неосуществим в связи с малыми вычислительными мощностями Советского Союза в то время.

Тем не менее вклад Глушкова в науку сложно переоценить. Юрий Ревич, автор издания «Информационные технологии в СССР», отмечает успехи Виктора Михайловича в теории цифровых автоматов, создании новых ЭВМ, развитии методов кибернетики (и в частности искусственного интеллекта), создании автоматизированных систем управления технологическими процессами и промышленными предприятиями, в вопросах развития информационного общества. Он создал собственные научные школы и опубликовал более 800 трудов. Даже через 14 лет после смерти Глушкова его не забыли. В 1996 году он был удостоен медали «Computer Pioneer».

Загадочная болезнь

Примечательно, что смерть Виктора Глушкова тоже нельзя назвать обычной. В начале 1980-х годов Глушков, которому тогда шел шестой десяток, почувствовал недомогание. Как писал в своей книге «Академик В. Глушков: страницы жизни и творчества» Борис Малиновский, ученый страдал от скачков давления, головной боли и мучительного кашля. Но жажда постоянной бурной деятельности не оставляла Глушкову времени для того, чтобы обратиться за медицинской помощью. Летом 1981 года Виктор Михайлович побывал на Кубе. Вернувшись в Киев, он все же согласился лечь в киевскую больницу на несколько дней для постановки диагноза. Глушкову становилось все хуже, но доктора не могли найти причину его состояния.

Супруга Глушкова, Валентина Михайловна, вспоминала: «Вначале считали, что это преждевременный склероз мозга, потом диагнозы часто менялись». В конце концов Глушкова перевели в Кремлевскую больницу, где ему, впрочем, тоже ничем не смогли помочь. Валентина Михайловна настояла на консультации с профессором Цюльхом из Кельна, который и установил, что у Глушкова запущенная опухоль продолговатого мозга. Больному решили не сообщать печальную новость. Но Глушков и сам «просчитал», что обречен. Одними из последних слов, сказанных им жене, стали: «Не расстраивайся! Ведь через эти созвездия когда-нибудь будет проходить свет с нашей Земли, и на каждом мы будем появляться снова молодыми. Так и будем в вечности всегда вместе!».