В историю мирового спорта он вошел как «голубоглазый японец» и первая суперзвезда японского профессионального бейсбола. Но в России имя Виктора Старухина почти неизвестно. Его невероятный путь от Урала до стадионов Токио мог бы стать историей триумфа, если бы не семейная трагедия, навсегда изменившая его жизнь и вынудившая сделать роковой выбор.
Спорт или учеба?
Виктор Старухин родился в 1916 году в Нижнем Тагиле. После революции семья эмигрировала, проделав долгий путь через Китай до японского города Асахикава на острове Хоккайдо. Именно там юный Виктор, обладавший выдающимися физическими данными и ростом под два метра, открыл для себя бейсбол. Он быстро стал местной сенсацией — талантливый «гайдзин» (иностранец) с мощной подачей, которого болельщики прозвали «голубоглазым японцем».
«С лёгким паром!»: что означает это пожелание у русских на самом деле
Несмотря на спортивные успехи, Виктор мечтал о престижном образовании в университете Васэда. Японские правила того времени ставили перед ним жесткий выбор: учеба или профессиональный спорт. Старухин был готов навсегда покинуть бейсбол ради диплома. Но в 1934 году судьба нанесла удар: его отец, Константин Старухин, был арестован по обвинению в убийстве.
Помощь мецената
Поначалу Константин Старухин утверждал, что расправился со своей жертвой из ревности, однако позже стал придерживаться версии, что убитая женщина якобы являлась советской шпионкой. Старухин был признан виновным и приговорен к 8 годам тюремного заключения. Являлся ли он на самом деле убийцей, и была ли та самая женщина в действительности советской шпионкой теперь уже не выяснить. Понятно только одно – эта история стала для семьи Старухиных настоящей трагедией. Тем более что Виктору и его матери в связи с произошедшем грозило выдворение из страны.
Аркадий Нейланд: что совершил единственный несовершеннолетний преступник, которого казнили в СССР
Неожиданно на помощь Старухиным пришел Мацутаро Серики, знаменитый меценат, который вкладывал много сил и средств в развитие бейсбола в Японии и даже организовал бейсбольную команду. Если верить Джозефу Ривзу («Вступление в игру: история бейсбола в Азии»), Серики посоветовал Виктору серьезно поразмыслить над поступлением в университет, потому как в спорте он может достичь гораздо больших высот. Если же голубоглазый японец выберет бейсбол, то он обещает посодействовать его родителям. И Виктор согласился на условия мецената. Старухину-старшему уменьшили срок, а Виктор вместе с матерью остался в Японии.
Дальнейшая судьба
Виктор Старухин быстро стал любимчиком японских фанатов бейсбола. Однако Вторая мировая война эту популярность поколебала. Как пишет Джош Четвинд в своей книге «Бейсбол в Европе: из страны в страну», Старухина постоянно подозревали в связях с советской разведкой. Гигант бейсбола превратился в глазах японцев во врага. Несмотря на то что Старухин сменил имя на японское – Хироси Сидо, ему даже пришлось побывать в концлагере. После того как в Стране восходящего солнца стали заправлять американцы, Виктор Старухин снова обзавелся новой фамилией. Теперь он стал Starffin. Некоторое время он работал у американцев переводчиком с русского и японского. Однако позже, когда жизнь вошла в мирное русло, Виктор Старухин вернулся в бейсбол.
К сожалению, карьера любого спортсмена коротка. В последние годы жизни Виктор Старухин страдал от депрессии и все чаще прикладывался к бутылке. Когда Старухина спрашивали о том, как он себя чувствует на закате блестящей карьеры, он отвечал: «Грустно и одиноко». Алкоголь разрушил семью бейсболиста, а, может быть, стал и причиной его раннего ухода из жизни. Джордж Лавров в книге «Йокогама Гайдзин: воспоминания иностранца, родившегося в Японии» поведал о том, что Виктор Старухин погиб в автокатастрофе в Токио, когда ему было всего 40 лет. Возможно, в тот момент Старухин находился в нетрезвом состоянии.
