Всем известно, что акт о капитуляции Германии был подписан 7 мая 1945 года. Вступил в силу он на следующий день, 8 мая, в 23:01 по центральноевропейскому времени. В Москве, находящейся восточнее, уже наступил следующий день. Именно поэтому Европа и Россия отмечают День Победы над Германией разными датами. Однако наивно думать, что немцы в едином порыве сложили оружие после подписания акта. Некоторое время бои разной степени интенсивности продолжались в Чехословакии, Югославии, Латвии, на Нормандских островах. Официально же последними сдавшимися в плен немцами считаются военнослужащие метеорологической станции на архипелаге Шпицберген, которыми командовал Вильгельм Деге.
Во льдах Арктики
В начале XX века ученые и политики многих стран начали понимать важность присутствия в Арктическом регионе. Край экстремальных температур, вечных льдов и полярной ночи был не только идеальным местом для секретных военных баз. Арктика является своего рода «кухней» европейской погоды, поскольку любые изменения в атмосфере этого северного региона тотчас же сказываются в более южных широтах. Поэтому к концу 30-х годов в Арктике сложилась система обмена метеоинформацией между всеми заинтересованными странами. Однако с 1939 года такое сотрудничество стало противоречить интересам воюющих держав. Теперь каждая страна занималась собственными исследованиями арктической атмосферы.
В 1940 году нацисты захватили самую северную страну Европы — Норвегию, что дало возможность Германии значительно усилить свое присутствие в Арктике. В 1943 году Рейх начал поиск добровольцев, готовых к длительному пребыванию в суровых условиях Крайнего Севера. Отобранные военнослужащие проходили жесткую подготовку в специальном альпийском лагере. Там их учили строить из снега временные убежища, преодолевать сложные скалистые маршруты, довольствоваться минимумом провианта и даже готовили к возможным схваткам с белыми медведями. Все 11 человек успешно прошли курс арктического бойца и были направлены на Шпицберген. Во главе отряда поставили зондерфюрера Вильгельма Деге, о котором стоит рассказать отдельно.
Зондерфюрер Деге
Несмотря на неприятную ассоциацию с печально известными зондеркомандами, в Третьем Рейхе звание «зондерфюрер» присваивалась гражданскому специалисту, призванному выполнять обязанности офицера в той или иной сфере деятельности. А Деге действительно был далек от военного дела. После университета, где он изучал географию и геологию, Деге занимался преподавательской и исследовательской деятельностью, участвовал в нескольких экспедициях на Шпицберген. Поэтому его знания как профессора географии значительно перевешивали недостаток военного опыта.
Прибыв на один из островов архипелага в начале сентября 1944 года, команда метеорологов немедленно приступила к обустройству своей станции, получившей название «Хаудеген». Правительство Германии щедро снабдило экспедицию приборами и провиантом (в число которого входил и внушительный запас шнапса). Кроме непосредственных исследований и передачи зашифрованных данных немецкому флоту и авиации, в команде Деге существовал и культурный досуг. На уникальных фотографиях солдаты катаются на лыжах, играют на музыкальных инструментах, проводят незамысловатые стоматологические операции и даже позируют с белыми медвежатами. Сам Деге организовал на станции своего рода полевой университет: преподавал солдатам литературу, физику, обучал музыке. Однако жителям станции нельзя было расслабляться, ведь в случае обнаружения их ждала бы весьма незавидная судьба. Поэтому радио использовалось исключительно для связи со штабом (ни о каких посланиях домой речи идти не могло), сама станция была надежно укрыта маскирующими средствами, а наиболее удобный для высадки участок побережья был заминирован. В рамках жесткого распорядка проходила и жизнь каждого обитателя станции.
А тем временем сообщения из Германии становились все более редкими и неопределенными. Сам Деге, чьи дневники в конце концов были опубликованы, указывает, что в одном из последних сообщений станцию просили продержаться еще год. Затем связь прервалась окончательно. Радисты, прослушивавшие частоты противника, узнали о смерти Гитлера 2 мая 1945 года. Спустя 8 дней удалось перехватить и новость о капитуляции Германии. Поскольку никаких приказов из штаба не поступало, Деге решил продолжить работу станции, которая добросовестно отправляла зашифрованные данные в пустоту.
Последние солдаты Вермахта
Запасы продовольствия таяли с каждый днем и даже охота на северных оленей не оставляла команде достаточных шансов на то, что они переживут следующую зиму с полярной ночью. Казалось, про станцию забыли все: и свои, и чужие. Отчаявшиеся солдаты уже хотели разобрать жилище и построить лодку, чтобы хоть как-то добраться до большой земли. Но 3 сентября случилось чудо: к острову подошло норвежское судно Blaasel, среди экипажа которого оказался и бывший коллега Деге по экспедициям на Шпицберген. Солдаты встречали норвежцев как спасителей и в их честь был устроен настоящий праздник, где бывшие враги уничтожили оставшиеся запасы продовольствия, шнапса и сигарет. На следующий день, 4 сентября 1945 года, Деге подписал составленный на норвежском языке акт о капитуляции своей группы, члены которой стали последними сдавшимися солдатами Вермахта.
Тем не менее, опасаясь, что дневники и секретные документы попадут не в те руки, Деге спрятал их на острове перед самым отбытием на норвежском судне. Вернувшись на родину, он продолжил преподавательскую деятельность, время от времени встречаясь со своими товарищами, с которыми целый год провел под одной крышей среди арктических льдов. Жизнь последнего солдата Вермахта прервалась 21 декабря 1979 года. В 1985 году спрятанные дневники нашел сын Вильгельма, Экбарт, который пошел по стопам отца и тоже стал исследователем Арктики.