Владимир Катрюк: почему главный каратель Хатыни не был наказан

Как известно, многим нацистским преступникам удалось избежать наказания. Однако биография Владимира Катрюка выглядит невероятно даже на фоне других подобных историй. Виновный в чудовищном злодеянии – сожжении жителей деревни Хатынь – украинский националист спокойно прожил в Канаде 64 года.

Начало войны

Владимир Катрюк родился в посёлке Лужаны Черновицкой области, которая тогда входила в состав Румынии. Когда Гитлер напал на Советский Союз, ему было 19 лет. Юноша присоединился к отряду украинских добровольцев, которые двинулись маршем на Киев. Добравшись до столицы Украины в декабре 1941 года, он узнал, что немцы арестовали лидеров ОУН и ни о каком независимом украинском государстве речь уже не шла. Буковинский курень был распущен, а Катрюк поступил в 118-й батальон шуцманшафта – вспомогательной военной полиции, набранной из числа коллаборационистов. Здесь он со временем дослужился до должности командира отделения.

Хатынь

22 марта 1943 года каратели шуцманшафта были направлены в деревню Хатынь в Белоруссии. Ранее в тот же день партизаны из бригады Василия Воронянского убили здесь трёх немецких военных, в том числе чемпиона берлинской Олимпиады Ганса Вёльке, личного друга фюрера. Ответные действия гитлеровцев были крайне жестокими.

Вместе с привлечёнными эсэсовцами бойцы 118-го батальона уничтожили всё население Хатыни – 149 человек, включая 75 детей. Часть жителей расстреляли, других заживо сожгли в колхозном сарае.

Хотя на бумаге Владимир Катрюк числился рядовым исполнителем, впоследствии опрошенные сотрудниками КГБ свидетели заявляли, что он был одним из самых активных участников акции. Об этом говорили его сослуживцы Григорий Басюра и Василий Мелешко. По их показаниям, Катрюк лично сгонял селян в сарай, а тех, кто пытался вырваться, расстреливал.

За границей

В июле 1944 года немцы перебросили 118-й батальон во Францию. Очевидно, Владимир Катрюк уже понимал, что высадившиеся в Нормандии союзники скоро выбьют фашистов из этой страны. Поэтому он дезертировал из батальона и присоединился к французскому Сопротивлению. Войну украинец закончил в рядах французского Иностранного легиона в Италии. Владимир Катрюк не мог быть выдан Советскому Союзу в 1945 году, поскольку никогда не был гражданином СССР. Проведя некоторое время в фильтрационном лагере, он вышел на свободу и остался во Франции.

До 1951 года бывший каратель жил в Париже, а затем переехал в канадскую провинцию Квебек, где спокойно занимался пчеловодством в районе Монреаля.

Впрочем, Катрюку не удалось избежать судебных разбирательств. В 1999 году судья Марк Надон удовлетворил иск канадского министерства по делам натурализации и иммиграции. Выяснилось, что при въезде в страну Владимир Катрюк использовал фальшивые документы и сообщил властям ложные сведения о себе. На процессе были зачитаны материалы, свидетельствовавшие о причастности украинца к военным преступлениям. Однако сам Катрюк на суде утверждал, что никогда не участвовал в крупных карательных операциях в Белоруссии, а о событиях в Хатыни знал лишь понаслышке. Хотя судья не поверил в искренность этих показаний, он лишь признал нарушение иммиграционного законодательства. Впрочем, уже в 2007 году одному из самых разыскиваемых нацистских преступников было возвращено гражданство Канады. Определённую роль в этом, как полагают, сыграло давление западноукраинской националистической диаспоры, весьма влиятельной в Канаде.

Местное отделение еврейского Центра Симона Визенталя в 2012 году представило канадским властям документы, положившие начало новому расследованию в отношении Катрюка, которое, впрочем, не было доведено до конца.

Смерть 93-летнего пасечника от инсульта в 2015 году привлекла внимание СМИ во многих странах. К этому времени Владимир Катрюк оставался последним живым участником преступления в Хатыни. Буквально за месяц до его смерти Следственный комитет России попросил депортировать престарелого украинца как обвиняемого по статье «Геноцид», но Канада на это не согласилась.