27 марта 1968 года во время тренировочного полета на самолете МиГ-15УТИ погиб Герой Советского Союза полковник авиации Юрий Алексеевич Гагарин. Эта информация известна всем или почти всем. А вот о том, что вместе с ним разбился инженер-полковник Владимир Серегин, исполнявший обязанности инструктора, знают немногие.
А ведь это был весьма интересный и неординарный человек…
Ас-штурмовик
Владимир с детства грезил небом и исполнил свою мечту. В 1943 году, окончив Тамбовскую военную авиационную школу пилотов, он попал на фронт — в штурмовую авиацию. На своем низковысотном Ил-2 он совершил 140 штурмовых вылетов и 50 разведывательных, принял участие в 19 воздушных боях. За проявленный героизм молодой летчик получил два ордена Красного Знамени, ордена Отечественной войны двух степеней, а по окончании войны — и Героя Советского Союза.
В испытательной авиации
После Великой Отечественной Серегин остался служить в ВВС и решил связать свою судьбу с испытательной авиацией. Окончив военно-воздушную академию имени Жуковского, он вскоре стал едва ли не ведущим испытателем страны. Именно Серегин был тем пилотом, который первым освоил реактивные истребители МиГ-15 и МиГ-17.
Впоследствии он же и учил советских пилотов-истребителей летать на этих машинах. А с 1967 года — руководил летной подготовкой космонавтов. Коллеги и ученики вспоминали о нем, как о действительно талантливом летчике, которому искусство управлять самолетом было словно дано свыше. Во всяком случае, из непростых ситуаций, в которые он неоднократно попадал на МиГ-15, Серегин выходил мастерски. Рассказывают, что однажды он даже сумел посадить машину, у которой оторвался руль…
Последний полет
Может быть это необычайное везение и стало причиной того, что Серегин погиб так нелепо при довольно рутинном плановом полете. Хотя та авиакатастрофа породила немало домыслов и версий, ведь официальная версия гибели Гагарина и Серегина в СМИ так и не прозвучала.
Скорее всего, причиной крушения стало сочетание нескольких неблагоприятных факторов, включая плохие погодные условия, воздействие спутного следа другого самолета, проблемы с радиолокацией и излишняя нервозность экипажа, вызванная придирками начальства.
Есть версия, что Владимира Серегина подвело сердце из-за чего он не катапультировался, продолжая сжимать штурвал. Гагарин же не имел возможности катапультироваться первым из-за конструктивных особенностей данной версии самолета…