Древнейшая русская летопись – «Повесть временных лет» – сохранила на удивление мало сведений о событиях княжения Владимира Святого, совершившихся уже после крещения им Руси. Однако она подробно рассказывает о похоронах равноапостольного князя. При этом получается, что князя-христианина погребли по языческому обряду.
Первоначальное захоронение в сенях дома
Тело князя Владимира получило окончательное упокоение в основанной им Десятинной церкви Киева. Там его положили в саркофаг, который не сохранился. Но это уже было второе погребение Владимира. А исходно его захоронили в сенях княжеского дома, где он скончался, в Берестове под Киевом. В Десятинную церковь его перенесли позднее.
Русский историк XIX века Николай Карамзин так описывал, по летописям, процедуру погребения князя Владимира: «Ночью выломали пол в сенях, завернули тело в ковёр, спустили вниз по верёвкам и отвезли в храм Богоматери». Историк объяснял это тем обстоятельством, что придворные князя не хотели предавать огласке его смерть, прежде чем вернётся его сын Борис, находившийся в походе против печенегов. Они якобы опасались, что старший брат Бориса Святополк, узнав о смерти отца, приедет в Киев и захватит княжеский стол.
Но, если следовать букве летописей, такое объяснение оказывается несостоятельным. Ведь своего старшего сына Святополка Владимир за пару лет до своей кончины лишил права на наследование княжеского престола и даже засадил в темницу. Правда, самый тот факт, что к моменту смерти отца Святополк оказался свободным, может свидетельствовать о том, что Владимир простил ему его вину и, возможно, снова сделал своим главным наследником.
Кроме того, смерть Владимира не удалось удержать в тайне. Во всяком случае, именно Святополк первым вокняжился в Киеве после отца и, судя по тем же летописям, сделал это с явного согласия народа. А его младший брат Борис (вскоре им убитый) безоговорочно признал права своего старшего брата. Так что, если такие похороны князя Владимира и были какой-то политической хитростью, то какой-то очень уж нелепой и, во всяком случае, бесполезной.
Сени как сакральное место дома
Описание похорон князя Владимира включает в себя, на самом деле, два разных действия, которые христианский летописец, по неведению, смешал в одно. Первое – это погребение в сенях. Второе – вынос тела из могилы под сенями, но так, чтобы не проносить его через самые сени. Примечательно здесь то, что оба упомянутых действия полностью соответствуют древним славянским обрядам и поверьям ещё языческих времён. Их описал на множестве примеров и археологических свидетельств чешский славист конца XIX – начала ХХ века Любор Нидерле в фундаментальном труде «Славянские древности».
Иногда можно встретить утверждения, будто языческие похороны у славян – это обязательно сожжение трупа, да ещё с обильными жертвоприношениями. А если это был знатный человек, то жертвоприношения бывали и человеческими. Такая точка зрения базируется на описании похорон знатного руса, сделанном арабским путешественником ибн-Фадланом в Волжской Болгарии в 922 году. Но в том-то и дело, что ибн-Фадлан описал похороны знатного руса, а не славянина! Русы и славяне в то время – начало Х века – были ещё разными народами.
Между тем, уже к концу Х века русская правящая верхушка явно ославянилась, о чём свидетельствуют славянские имена князей после Игоря и Ольги – Святослав, Ярополк, Владимир... Скорее всего, они к тому времени заимствовали уже и многие славянские обычаи, в частности – погребальные. А древнейшим похоронным обрядом у славян (как, впрочем, многих индоевропейских народов) было погребение главы семьи в самом доме. Полагалось, что только в этом случае дух покойного будет покровительствовать дому и всем его обитателям.
При таких похоронах требовалось во что бы ни стало не выносить тела умершего из сеней, так как предполагалось, что в этом случае дух покойника покинул бы дом вместе с телом и никогда бы уже обратно не вернулся.
Почему захоронение устраивалось в сенях, а не под жилыми помещениями? Тут дело не в гигиенических правилах древних славян, а всё в тех же языческих религиозных установлениях. Считалось, что в сенях дух домохозяина самым надёжным способом охранит жилище. Дело в том, что сени, наравне с очагом, считались одним из самых священных мест в доме.
Двойное погребение надёжнее всего
Тот же Любор Нидерле пишет: «Древний обычай хоронить мёртвых возле дома или в самом доме у славян исчез в конце языческого периода; свидетельств этого обычая, по крайней мере, археологических, мало». Однако он же, как и почти все археологи и культурологи, свидетельствует: никакой обряд никогда не исчезает полностью и навсегда. Он, как общее правило, всегда превращается, трансформируется во что-нибудь другое.
Распространение христианства, длительное сосуществование и взаимный компромисс двух религиозных традиций привели к тому, что у славян постепенно исчезли постоянные захоронения под сенями. И поэтому, прежде чем упокоить тело по новым, христианским обрядам, следовало непременно воздать должное обычаям предков. При этом ни в коем случае не дозволялось выносить тело из сеней – его следовало достать оттуда другими способами.
Итак, получается, что князя Владимира сначала похоронили согласно обрядам древней языческой религии, по привычным русским традициям. Но это погребение в сенях было временным. Потом его перезахоронили уже по-христиански.
Интересно, что после принятия христианства славянами символическое соблюдение старых обычаев должно было приобрести особое значение. Прежние языческие боги продолжали существовать и для новообращённых христиан, только в другом качестве – демонов, которым христианская религия нашла подобающее «почётное» место в своей системе мира. Этих демонов надо было умилостивлять, иначе они могли сильно навредить живущим. До сих пор у нас живёт множество суеверных жестов, которые многие механически повторяют, не задумываясь об их происхождении: стук по дереву, плевок через левое плечо и тому подобное. Всё это в основе своей – задабривание «нечистой силы», в которую в христианское время превратились бывшие боги славян и духи их предков.
Двойные похороны князя Владимира – сперва по языческому обычаю, потом по церковному обряду – не противоречили, в глазах русских, одни другим, а органично друг друга дополняли. Без первичного погребения в сенях княжеского дома эти похороны были бы неполными, несчастливыми, да и неуважительными к памяти покойного. Владимир Святой не одинок в этом отношении. Вплоть до XII века так хоронили многих князей – сначала в сенях, а потом разрывали временную могилу и погребали уже на церковном кладбище или в самой церкви. Это было одним из проявлений так называемого языческо-христианского двоеверия, характерного для русских вплоть до Батыева нашествия и даже значительно позже.
Источник:
© Русская Семерка

ERID:
ИНН:

ERID:
ИНН:

ERID:
ИНН:

ERID:
ИНН:

ERID:
ИНН:

Поделиться:
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- РњРѕР№ Р В Р’В Р РЋРЎв„ўР В Р’В Р РЋРІР‚ВВВВВВВВРЎР‚
- Telegram