По воспоминаниям современников, Владимир Высоцкий всегда был очень практичным человеком. Если верить одному из анонимных собеседников Бориса Кудрявова, автора книги «Страсти по Высоцкому», друзья и даже недруги артиста часто называли его «рациональным евреем». Вот и встречи с дочерью генерального секретаря Галиной Брежневой Высоцкий искал не просто так.
Любительница артистов
Как утверждает Сол Шульман, автор книги «Власть и судьба: личные судьбы правителей Кремля от его основания до наших дней», у Галины Брежневой были давние и прочные связи с артистической средой. Даже своих мужей и любовников дочь генсека выбирала среди артистов. Так, официальными супругами Брежневой в разное время стали акробат Евгений Милаев и иллюзионист Игорь Кио. Кроме того, Галине Леонидовне еще при жизни приписывали романы с артистом балета Марисом Лиепой, а также с актером и певцом Борисом Буряце. В связи с тем, что Галина Брежнева явно питала слабость к людям искусства, многим из них она оказала действительно неоценимую помощь.
Если верить Юрию Сушко, автору книги «Последний роман Владимира Высоцкого», Брежнева покровительствовала многим творческим людям тех лет. Даже небезызвестный Театр миниатюр Полякова, где в начале 1960-х годов нашел пристанище молодой Высоцкий, был создан именно благодаря вмешательству Брежневой. А Николай Зенькович в своей книге «Самые секретные родственники» пишет о том, что Галина Леонидовна безотказно выполняла даже те просьбы артистов, которые не касались их профессиональной карьеры, от квартирных до медицинских. При этом Галина Леонидовна отличалась довольно отходчивым характером. Например, после развода с Милаевым, которого Брежнева, к слову, подозревала в измене, она оставила ему пятикомнатную квартиру в жилой части гостиницы «Украина».
Выгодные знакомства
Об этой истории и о других случаях, когда покровительство Галины Брежневой сыграло важную роль в чьей-либо жизни, было известно всем, в том числе и Владимиру Высоцкому. Поэтому неудивительно, что Высоцкий стремился завязать знакомство с Брежневой. Тем более, что бард всегда был очень практичным человеком. Биограф Федор Раззаков в своей книге «Владимир Высоцкий: козырь в тайной колоде» пишет о том, как однажды бард сумел расположить к себе поэта Евгения Евтушенко в надежде на то, что тот, используя свои связи, посодействует его карьере.
Впрочем, по сведениям Раззакова, надежды Высоцкого на Евтушенко оказались напрасными. А Галина Брежнева была в этом плане беспроигрышным вариантом. В книге Бориса Кудрявова «Тайная семья Высоцкого» имеются свидетельства о том, что Владимир Семенович намеренно искал встречи с Галиной Леонидовной. Тогда он уже начал появляться на людях с Мариной Влади, однако дела его по-прежнему шли неважно: стихи барда не издавали, пластинки не выпускали, а выступлениям препятствовали. Высоцкий тешил себя мыслью о том, что Брежнева поможет ему объяснить в верхах, что его творчество не является «антисоветчиной», и его наконец признают.
На всякий случай
Владимиру Высоцкому действительно удалось наладить отношения с Галиной Брежневой. Об этом в частности пишет в своей книге «Дело Галины Брежневой. Бриллианты для принцессы» и Евгений Додолев. Высоцкий неоднократно выступал перед Галиной Леонидовной с концертами. Видимо, благодаря этой дружбе благоволил к артисту и сам генеральный секретарь. Так, если верить тому же Федору Раззакову, однажды Высоцкому отказали в выездной визе. Марина Влади обратилась за помощью к французскому коммунисту Жоржу Марше, а тот в свою очередь связался с Брежневым. Советский лидер позвонил куда следует и взял на себя полную ответственность за Высоцкого.
Интересно, что один из собеседников Бориса Кудрявова утверждает, что расположения самой Галины Брежневой Высоцкому добиться так и не удалось. Якобы у той был свой круг общения. Однако коллеги Владимира Семеновича придерживаются противоположной точки зрения. Например, Валерий Янклович, слова которого приведены в издании Валерия Перевозчикова «Владимир Высоцкий. Только самые близкие», утверждал, что артист «держал ее (Галину Брежневу) на самый крайний случай». Он планировал обратиться к Брежневой, когда в 1979-1980-х годах на него было заведено несколько уголовных дел, касающихся «левых» концертов. Вот только сделать это ему было не суждено: Высоцкого уберегла от тюрьмы не Брежнева, а смерть.