Московское метро построили в самое непростое для страны время. «Победа метрополитена – победа социализма» – заявил 14 мая 1935 года по случаю пуска столичной подземки Лазарь Каганович. Но во сколько же Иосифу Сталину обошлась такая «победа»?
Первая очередь
Для Иосифа Виссарионовича строительство метрополитена стало процессом знаковым. «Стройка века» наглядно демонстрировала, что Советский Союз не уступает ведущим державам мира, в которых уже функционировали подземки. Но требовалось не только догнать капиталистические страны, но и перегнать их. По этой причине каждая станция становилась произведением искусства, темпы строительства поражали, а инженерные решения подчёркивали господство социализма.
Понятно, что всё это великолепие обошлось государственной казне в приличную сумму. Например, на строительство первой очереди метро (13 станций) с 15 июня 1931 года по 15 мая 1935 года израсходовали 700 миллионов рублей. При этом авторы первоначального проекта планировали уложиться всего в 400 миллионов, но не всё шло гладко.
Первый начальник Метростроя Москвы Павел Павлович Роттерт отмечал, что главной статьёй расходов стало использование в отделке станций гранита, мрамора и фарфоровых плит. Без этих элементов декора московский метрополитен обошёлся бы значительно дешевле, но советское руководство не желало на внешнем облике экономить.
Вторая и третья очереди
Вторая очередь строительства (1937-1938 годы) оказалась примерно на 30% дешевле первой, а третью прервала начавшаяся Великая Отечественная война. Так как многие сметы Генплана этого периода засекречены, можно лишь предположить, что метро в 1938-1945 годах «съело» от 500 миллионов до миллиарда рублей.
Четвёртая очередь
Четвёртая очередь метростроительства началась сразу после войны и продолжалась вплоть до смерти вождя. Этот временной отрезок отмечен особой помпезностью и пышностью, а также рациональностью – станции метро стали бомбоубежищами на случай начала ядерной войны. Реализация этих задумок, по подсчётам экспертов, стоила ещё не менее полутора миллиардов рублей. И это в тяжёлое послевоенное время, когда страна находилась в руинах!
После смерти Сталина о заоблачных тратах пришлось забыть. Выбор сделали в пользу разумного расходования денежных средств, а поэтому началась разработка типовых проектов для станций.