06/03/23

«Володенька, отпусти!»: о чем товарищ Высоцкого просил мертвого барда

Традиция изготовления посмертных масок насчитывает много веков. В древности, когда не существовало возможности бальзамирования или фотографирования, это был единственный способ запечатлеть «облик» умершего. Впрочем, что касается знаменитостей, то посмертные маски изготавливают и сегодня — в качестве своеобразных памятных сувениров.

Интересная история случилась в 1980 году с маской умершего барда Владимира Высоцкого.

Живо маску посмертную сняли

Еще в 1973 году Высоцкий, сам того не зная, предсказал свою смерть в стихотворении «Памятник». Там были такие слова: «Живо маску посмертную сняли расторопные члены семьи». Правда, в случае с Высоцким получилось не очень расторопно — из-за проволочек, вызванных нежеланием родственников проводить вскрытие и разглашать реальную причину смерти певца, маску делали уже через двое суток после смерти — 27 июля 1980 года.

Володенька, отпусти!

Для снятия посмертной маски пригласили скульптора Юрия Васильева. Он был лично знаком с поэтом и актером, оформлял несколько его спектаклей в Театре на Таганке. Помогал скульптору его сын Михаил. Тогда-то и произошло нечто мистическое. Гипсовую смесь, нанесенную на лицо Высоцкого, после высыхания долго не могли отделить. Рассказывают, что после нескольких неудачных попыток Васильев обратился к покойному: «Володенька, отпусти!» — и маска без проблем снялась.

Этим стали торговать

С оригинала посмертной маски Васильев сделал шесть копий — три гипсовых и три бронзовых. По воспоминаниям знакомых, для улучшения качества сплава, скульптор пожертвовал серебряными ложками из сервиза. Одна из гипсовых масок хранилась у жены Васильева, еще одна была подарена члену художественного совета Театра на Таганке Льву Делюскину, а третья позже «ушла» Валерию Золотухину. Передавая ее, скульптор сказал: «Только не тиражируйте, потому что этим стали торговать». Что касается металлических масок — одну забрала с собой Марина Влади, одна оказалась также во владении Делюскина. Еще одна была подарена актеру Николаю Дупаку.

Ленинградская версия

В 1990-х были обнаружены другие посмертные маски, которые окрестили «Ленинградскими версиями». Особенность их была в том, что они были зеркальными относительно тех, что изготовил Васильев. Сам скульптор полагал, что они были сделаны либо по его маскам, либо по их изображению неизвестным ленинградским умельцем. Одна из таких сейчас хранится в музее Владимира Семеновича.