19/06/23

Ворота в мир мертвых: почему русские боялись бани

Во все времена русские поеживались со страха, когда думали о бане. Эта постройка, столь важная в крестьянском быту, всегда казалась им пугающей. Говорили, что там водится нечисть и что именно в бане проще всего сгинуть христианской душе.

Банная нечисть

Человек с мистическим мышлением всегда населял мир духами мест. В избе водится домовой, в овине за овцами приглядывает овинник. Логично, что в бане тоже должен кто-то жить. И народная фантазия поселила в это строение банника. Иногда его называли "дедушкой", что связано с почитанием культа предков. Таким образом, банник мог быть и духом места, и уважаемым прародителем конкретной семьи. Учитывая, что баня - это место небезопасное, то и дух, населяющий ее, тоже отличается особенно крутым нравом.

Пермский исследователь Василий Тихов утверждал, что ранее бытовал обычай, согласно которому в баню изначально надо было попроситься войти у населяющей ее нечисти. Если это не было сделано, то тогда нечистая сила могла навредить самому крестьянину. Во всяком случае, с банной нечистью предпочитали лишний раз не ссориться: например, снимали нательный крест перед тем, как войти в парилку.

В книге "Баня. Очерки этнографии и медицины", изданной в 2015 году в Санкт-Петербурге, исследователь старинных традиций Андрей Дачник отмечает, что после принятия христианства на Руси, баня стала местом средоточия языческих сил, куда, например, ни в коем случае нельзя было вносить икону. Возникло представление о ней как месте, где обитают черти и проводятся колдовские ритуалы.

Однако, функция бани в народном сознании была двоякой. Поскольку физическое и духовное очищение всегда были связанными понятиями, в бане проводились ритуалы, направленные на избавление людей от негативных колдовских чар - порчи и сглаза.

Древнерусский “роддом”

Традиционно русские крестьянки рожали в бане. Чтобы защитить новорожденного и его мать от влияния нечистой силы, бабка-повитуха заговаривала воду и очищала их. После рождения малыша и проведения особых ритуалов, младенца переносили в дом, а вот матери приходилось оставаться в бане еще какое-то время - от трех дней до недели. Целью этих обрядов было рождение здорового и крепкого ребенка.

Если же новорожденный умирал, что происходило в старину довольно часто, или у младенца обнаруживались заметные увечья и дефекты в развитии, то люди объясняли это действиями рассерженного банника. Считалось, что роженица или бабка-повитуха не были достаточно внимательны к ребенку, что прогневило нечистую силу, и банник наказал их за это.

Баня - место казни

Из "Повести временных лет" известно, что княгиня Ольга, легендарная древнерусская правительница, казнила две группы послов, которые представляли племя древлян и прибыли, чтобы просватать ее за их правителя, Мала. Первые посланники были похоронены заживо, а вторые были сожжены именно в бане.

И традиция эта просуществовала действительно долго. Еще в XVIII веке историки отмечали случаи казни людей в банях. Один из таких зловещих прецедентов был связан с именем первого иркутского губернатора Карла Львовича фон Фрауендорфа, человека, который славился своей почти звериной жестокостью. Военный инженер и этнограф Иван Григорьевич Андреев писал, что в 1762 году царский чиновник “… многие жестокости причиня разным честным людям и запытав одного солдата в присутствии своем в жарко натопленной бане”.

Баня для русских людей была не только местом рождения, но и ухода в мир иной, так как плотно ассоциировалась с смертью и потусторонними силами. Поэтому старых или больных людей иногда парили в бане, а потом оставляли умирать прямо там же. Чтобы облегчить душе умершего путь на небо, часто разбирали часть крыши. Бывало и так, что погибшего хоронили в самой же бане, ведь зимой земля была замерзшей и выкопать могилу было очень трудно.