26/03/19
public domain
Воровской общак: кто имеет право его хранить

По воровским понятиям, требования к хранителю общака весьма суровы, и на этот счет существует даже свод определенных требований и правил.

Он должен быть «святым человеком»

В сводном курсе лекций для студентов юридических вузов, подготовленном двумя грузинскими правоведами, старшим научным сотрудником Института Государства и права АН Грузии Георгием Глонти и проректором грузинской Академии МВД Гиви Лобжанидзе, приведен текст документа, который попал в правоохранительные органы – это своего рода инструкция по организации общака.

Судя по данному документу, общак – это не только воровская «касса взаимопомощи» как таковая, но и определенная структура со своей иерархией (по крайней мере, в МЛС). «Рулевой» общака, по определению, – кристально честный человек, досконально знающий и твердо соблюдающий воровские понятия. Кроме того, он должен быть юридически подкован, иметь большой арестантский стаж и уметь правильно растолковать подчиненным все вопросы, связанные с общаком. Общак [у приверженцев воровской идеологии] считается «святым местом», а его держатель (держатели) – «святыми (тог есть, безукоризненными по воровским понятиям) людьми».

В структуре общака в МЛС, как следует из инструкции, приведенной Лобжанидзе и Глонти, может быть до полутора десятков человек, курирующих различные участки и направления – личные и общие свидания, жилую и производственную зоны, санчасть, больницу и т.д. «Рулевых» может быть два, и они содержатся за счет общака. За каждым отрядом в зоне закреплен «шнифт», который должен собирать дань с заключенных.

Тем не менее, бóльшая часть средств поступает в воровской общак с воли. Как подтверждал генерал милиции, исследователь отечественной криминальной субкультуры Александр Гуров, эта казна пополняется за счет отчислений из ОПГ, других преступных сообществ. В современном обществе денежные операции по пополнению общака проходят через банковскую сферу.

Что грозит держателю общака, самовольно взявшему деньги

«Рулевой» не волен самостоятельно распоряжаться средствами общака, решение о расходовании «кассы взаимопомощи» принимает воровская сходка. За похищение «святого места» или же части денег общака вору, по понятиям, грозит смерть, и случаи подобных убийств бывали. Лобжанидзе и Глонти приводят пример, когда вор купил себе на общаковские деньги трехэтажный особняк. Его заставили продать дом, взять для расплаты по долгу кредит под огромные проценты (из общака же) и погасить его.

Традиции уже не те

В интервью, данном в 90-х годах автору книги «Воры в законе и авторитеты» Сергею Дышеву полковником милиции Вячеславом Храпоненковым, ветеран МВД СССР рассказал, что с распадом Советского Союза воровские традиции, касающиеся хранения общака, теперь уже далеко не всегда соблюдаются – современные воры в законе живут в шикарных особняках, имеют жен и (или) любовниц, иномарки люкс-класса. Хотя, по понятиям, должны вести себя гораздо скромнее. Храпоненков приводит историю с бизнесменом, который отказался платить в общак. Предприниматель сказал гонцам, приехавшим к нему от воровского авторитета, что согласен перечислять средства на счет колонии, привозить в МЛС продукты и многое другое – но только целенаправленно, чтобы все это пошло именно на нужды заключенных. И от бизнесмена отстали.

Недавно в Москве задержали вора в законе Кахабера Парпалию (Каху Гальского), которого информагентство «Прайм Крайм» называет держателем российского воровского общака. По информации «Прайм Крайм» 43-летний Каха Гальский, коронованный в 1999 году, вообще судим не был, но, тем не менее, считается одним из самых влиятельных российских «законников».