В эпоху застоя представители ВАЗ обратились к автоконцерну Porsche, чтобы немецкие инженеры помогли модернизировать советские автомобили. Компания Porshe согласилась.
В начале 1970-х годов советские автопроизводители совместно с немецкими специалистами занимались разработкой программы глубокого обновления флагмана марки «Жигули» ВАЗ-2103. Однако этот проект закончился ничем – в производство пошла более упрощённая и дешёвая версия.
.
В середине 1970-х советские мастера решили провести серьёзную модернизацию «Жигулей». Основная цель того периода – снижение себестоимости производства. Цинковый сплав и хромированные детали хотели заменить бюджетными аналогами. Кроме того, в мировом автопроме тогда в моду входил передний привод. Без него трудно было конкурировать с иностранными автомобилями. Было решено договориться с немецким автогигантом.
В 1975 году президент концерна Porsche Эрнст Фурманн на встрече с министром автомобильной промышленности СССР Виктором Поляковым сказал, что Германия готова помочь в разработках советского автопрома. ВАЗ и Porsche под эгидой Госкомитета по науке и технике СССР договорились сотрудничать три года, с 1976 по 1978. На протяжении трёх лет советские инженеры посещали заводы Porsche и перенимали опыт немецких мастеров.
В январе 1980 года стороны договорились, что будут вместе разрабатывать автомобиль ВАЗ-2108 – трёхдверный хэтчбек с двигателем 1,3 л. Подписанный контракт включал договорённости по новым лицензионным комплектующим – карбюратору, радиатору, стойкам передней подвески, дверным замкам, вакуумному усилителю.
.
Также в разработке новых «Жигулей» поучаствовала итальянская фирма UTS – технологическое отделение FIAT. ВАЗ, Porsche и UTS работали плодотворно. Участники проекта даже придумали новое слово – «forgang» – оно обозначало сообщение о результатах испытаний, изменениях в конструкции.
Итогом работы инженеров стала модель ВАЗ-2108 – «восьмёрка». О её создании объявили в феврале 1981 года. Топорный внешний вид машины соответствовал европейским трендам – тогда автомобили угловатой формы были популярны.
ВАЗ-2108 стал первым переднеприводным советским авто. Инженеры смогли доработать конструкцию двигателя по показателям мощности, расходу топлива, токсичности, акустике и надёжности. Новая машина, несмотря на всю свою революционность, прижилась в СССР.
После завершения совместной многолетней работы в компании Porshe сказали, что «несмотря на все политические различия и все экономические обстоятельства, содружество между АвтоВАЗом и Porsche развилось в достойное подражания плодотворное сотрудничество и доверительную связь между Востоком и Западом». Один из инженеров-испытателей Porsche отметил: «Мы всегда были на голову выше политиков».