К воспитанию русских монархов всегда предъявлялись высокие требования. Но впервые образовательная система для будущих императоров в России появилась ко времени правления государя Алексея Михайловича. Чему же учили наследников престола?
Чтение и иностранные языки
Большое внимание уделялось чтению. Считалось, что будущий император должен любить читать. Делать это требовалось не только на родном языке, но и иностранных. Для совершенствования навыков в штат царственных младенцев зачисляли иностранцев. Результат поражал. Так, Екатерина о своём чытрёхлетнем внуке писала, что он очень хорошо понимает по-немецки и ещё более по-французски и по-английски. А швейцарец Фредерик Сезар де Лагарп подготовил для наследника колоссальный список рекомендованного чтения. Основу списка составили книги по античной истории и философии с указанием, какие части латинских текстов нужно прочесть в оригинале.
Физические упражнения
Наследников престола с детства начинали закаливать и никогда не перекармливали (их кормили в строго отведённое время). Спали будущие императоры на твёрдых волосяных матрасах в просторных и хорошо проветренных комнатах. Под окнами детских стреляли пушки – таким образом детей приучали к резким и неожиданным звукам.
В расписании обязательно стояли занятия танцами и верховой ездой, фехтованием и гимнастикой.
Труд
В XVIII были заложены основы трудового воспитания. Так, Павел I работал на станке, обтачивая детали, его сын Александр, будучи ребёнком, рубил дрова, пахал, косил, вскапывал грядки, исполнял обязанности кучера, столяра, маляра. Выполнял различные работы и Николай II, уже лишённый власти. Делал он это не по принуждению, а по собственному желанию.
Благотворительность
Одной из «достойных наследника престола» форм поощрения, которую применял по отношению к великому князю Александру Николаевичу (будущему Александру II) его учитель К.К. Мердер, было право финансовой помощи нуждающимся семьям. Его нужно было заслужить отличной успеваемостью в течение полугода. Со временем благотворительность стала обязательным воспитательным элементом и для других царевичей.
Гражданский долг
Гражданский долг – для наследников престола не просто словосочетание. Швейцарец Фредерик Сезар де Лагарп считал, что монарх должен нести ответственность за судьбу своих подданных. Он подчёркивал – из правителя не нужно делать физика, химика, натуралиста или юриста. Намного важнее вырастить честного человека и просвещённого гражданина.
Личный пример
К образовательному и воспитательному процессу допускались исключительно «особы добронравные, поведения, основанного на здравом рассудке и честности, и которые с детьми умели бы обходиться приятно и ласково». Так как образование проходило в домашних условиях, личный пример являлся важной составляющей успеха. В итоге между воспитанником и учителем развивалась тесная связь. Наставники к миссии на них возложенной относились крайне серьёзно, а монаршие воспитанники в ответ платили искренней привязанностью.
Общение со сверстниками
Пять-шесть юношей, выбранных по жребию из числа учеников лучших учебных заведений Петербурга и Москвы, получали право заниматься в том же учебном классе, что и будущий монарх. Одноклассники проводили вместе и летние каникулы – отправлялись в совместные «ботанические и мореходные» прогулки, занимались гимнастикой.
Совместное обучение добавляло элемент соревновательности. Результатом были успехи в учёбе, формирование привычки к умственному труду, воли и характера.