В августе 1990 года группа, вырвавшихся из камер зеков захватила СИЗО города Сухуми. Операция по подавлению бунта считается уникальной из-за того, что всего 49-спецназовцам удалось нейтрализовать 70 бандитов, который к тому же были вооружены огнестрельным оружием.
Вооруженные зеки
Бунт начался 11 сентября 1989 года. В изоляторе по плану была уборка, и контроллер Комзава открыл камеру №7, в которой находились особо опасные рецидивисты. Во время передачи уборочного инвентаря на сотрудника набросились заключенные и жестоко его избили. В руки к бунтовщикам попал и лейтенант Тимур Шикирба, у которого они отобрали ключи и открыли камеры первого и второго этажа.
В одной из открытых камер зеки, которыми командовали проговоренные к смертной казни рецидивисты Павел Прунчак и Мирон Дзидзария, обнаружили склад нелегального оружия, ранее изъятого у населения республики. Таким образом, в руки к заключенным попало множество боеприпасов и более трех единиц огнестрельного оружия от автоматов Калашникова до старинных кавказских ружей, украшенных золотом.
Одному из охранников удалось вырваться из изолятора, он успел закрыть бунтовщиков и поднять тревогу. В захваченном здании заключенные отыскали и сожгли свои дела, а также нашли списки арестантов, сотрудничавших с администрацией. Этих людей сильно избили и закрыли в камере вместе с двумя взятыми в заложники сотрудниками изолятора.
Штурм автобуса
Сначала Прунчак и Дзидзария требовали вертолет, который сядет на крышу изолятора, но за три дня их убедили, что она не выдержит веса тяжелой машины. Тогда было решено посадить вертолет на площади Ленина в центре Сухуми, а до места посадки доехать на предоставленном властями автобусе. При этом из изолятора должны были сбежать только главари бандитов и их приближенные, а остальные зеки остались бы в здании без предъявления каких-либо требований.
Сложность будущей операции была и в том, что здание изолятора окружили родственники и друзья зеков, которые жестами предупреждали их о перемещениях сотрудников милиции. Для решения проблемы из Москвы в Сухуми прислали 22 бойца отряда КГБ «Альфа» и 27 офицеров спецназа МВД.
Командир «Альфы» полковник Карпухин и руководитель спецназа МВД полковник Лысюк решили провести одновременный штурм автобуса с бандитами и заложниками, а также здания СИЗО с крыши. Операция по нейтрализации 70 вооруженных бандитов силами 49 спецназовцев началась 15 августа 1990 года. Утром 13 наиболее авторитетных вооруженных зеков и 2 заложника зашли в предоставленный властями автобус. Для защиты от снайперов на всех были одеты маски.
Когда транспорт тронулся, в нем сработали взрывные устройство и спецназ пошел в бой. Все спецназовцы действовали смело и профессионально, однако особо отличился капитан Игорь Орехов, первый прыжком ворвавшийся в автобус и в прыжке и через кресло водителя накрыл собой двоих бандитов, один из которых выстрелом ранил его в шею. За 45 секунд все бандиты были обезврежены. Трое террористов, в том числе смертники Прунчак и Дзидзария были застрелены.
Штурм изолятора
Тем временем группа спецназа МВД проникла в захваченное здание через запасной вход на крыше и стала зачищать помещения, взрывая закрытые решетки и проламывая проходы в баррикадах из мебели. Эффективным оружием против зеков стал гранатомет РГС-50, стреляющий резиновой шрапнелью.
Яростный бой завязался на одной из лестниц, под которой засели бандиты. Нейтрализовать террористов удалось, забросав их светозвуковыми гранатами. Атаку МВД поддержали «альфовцы», к тому времени разобравшиеся с автобусом. Зеки рассчитывали, что атака произойдет с улицы, поэтому у окон они расставили оружие и патроны, однако выдержат напора спецназа, прорвавшегося в изолятор, они не смогли сдержать.
Комбинированная атака с двух сторон быстро сбила боевой пыл зеков, и они стали бросать оружие. Бунтовщиков укладывали на пол и ползком отправляли в камеры. При штурме изолятора один из бойцов МВД был ранен в ногу, среди зеков убитых также не было.