В США даже с уходом Трампа напряжение в отношениях с Китаем никуда не исчезло. Политологи уверены, что конфронтация между Пекином и Вашингтоном будет лишь усиливаться.
Некоторые американские эксперты прогнозируют, что «Холодная война 2.0» станет противостоянием блоков: один возглавят Китай и Россия, другой – США, НАТО и ЕС, однако именно Китай будет в роли врага №1, на которого направит свой фокус американская внешняя политика. Как и в холодной войне против СССР, Америка видит в Китае в первую очередь идеологического оппонента, который не хочет подстраиваться под ценности «цивилизованного мира».
Американские политологи предупреждают Белый дом, что если он хочет одержать победу, то действовать нужно безотлагательно, так как через 7-10 лет говорить с Китаем с позиции силы будет значительно сложнее. Однако поспешное и бездумное наращивание конфронтации с Китаем также не сулит ничего хорошего. В общем Вашингтону нужно решать, каким образом давить на Поднебесную. Либо продолжать торгово-санкционную войну, целью которой станет изоляция Китая от «стран развитой демократии», либо втягиваться в «горячее» противостояние с применением военной силы.
Как показывает риторика администрации Трампа, США готовы к любому развитию событий. Госсекретарь Майк Помпео, высказываясь недавно о притязаниях Пекина на ряд спорных территорий в Южно-Китайском море, заявлял, что мир не позволит Китаю вести себя там как морская империя, США будут любыми средствами защищать как законные интересы Филиппин, Малайзии и Вьетнама, так и свободу судоходства в этом регионе. Некоторые эксперты предупреждают, что грань между «горячей» и «холодной» фазой американо-китайской войны может быть очень зыбкой.
Американский политолог Кристофер Лейн полагает, что последние тенденции во взаимоотношениях США и Китая, находящихся в состоянии свободного падения, демонстрируют движение к вооруженному противостоянию. Камнем преткновения здесь является Тайвань, который, судя по заявлению высоких чинов из Пентагона, Америка будет защищать в случае попытки Китая аннексировать остров. Другим поводом к началу военного конфликта, по мнению аналитиков, может стать Корейский полуостров, точнее Северная Корея, по отношению к которой США и Китай занимают разные позиции.
Конечно, шансы перехода противостояния между двумя сверхдержавами в горячую фазу пока оцениваются как низкие, тем не менее США уже собирают коалицию.
В начале сентября 2021 года президент США Джо Байден совместно с премьером Британии Борисом Джонсоном и его австралийским коллегой Скоттом Моррисоном объявили о создании нового трехстороннего партнерства в области обороны и безопасности - AUKUS. Главной составляющей нового англосаксонского союза станет передача Австралии чувствительных технологий строительства атомных подводных лодок, а также дальнейшая интеграция военного и разведывательного потенциала Вашингтона, Лондона и Канберры для жесткого противостояния Пекину.
Китай, исходя из заявлений его лидеров, всегда готов защищать свои интересы любым подходящим для этого способом. Так, глава КНР Си Цзиньпин в ходе встречи с командованием призвал военных «не бояться смерти и готовиться к победам», а также сосредоточить внимание на подготовке к боевым действиям. Американский журналист Билл Пауэлл считает, что Пекин небезосновательно может рассчитывать на победу в предстоящей войне, несмотря на гораздо более скромные, чем у США, траты на оборону (240 миллиардов долларов против 633 миллиардов).
Военные эксперты полагают, что КНР будет делать акцент на тех современных технологиях, которые позволят получить асимметричные преимущества перед противником. Это могут быть гиперзвуковые ракеты, летящие на рекордно низких высотах, которые почти невозможно засечь радарами. Угроза их применения заставит США ограниченно использовать свой авианосный флот. Бывший офицер австралийской армии и специальный советник в Пентагоне Дэвид Килкуллен заостряет внимание на том, что Китай обогнал США в некоторых критических технологиях и вывел концепцию ведения войны на уровень, где традиционный подход не может быть реализован.
Существует теоретическая возможность, что США попытаются претворить в жизнь концепцию, которая готовилась для СССР: обезоруживающий удар неядерными и ядерными средствами малой мощности по системам командования, ПВО и критической военной инфраструктуре с дальнейшим принуждением к миру. Однако это очень рискованный шаг, таящий крайне тяжелые последствия и для самих Соединенных Штатов, на которые Белый дом вряд ли пойдет.
Кристиан Брозе из Центра стратегической и бюджетной оценки предлагает более эффективную и безопасную модель атаки на Китай. С его слов, нужно во всеуслышание заявлять о революционных прорывах в области кибернетического и искусственного интеллекта в боевых изделиях: противник этого не может проверить, зато может быть напуган. Жаклин Шнайдер, эксперт по безопасности из Стэнфордского института, говорит о другом варианте: направить Китай на ложный путь, например, заставив вкладывать огромные средства в строительство авианосцев, а самим в тоже время развивать более современные и эффективные виды вооружений.