За что на самом деле предков Михаила Горбачёва репрессировали

Под каток сталинских репрессий попали не только оба деда последнего генсека ЦК КПСС, но и деды его супруги, Раисы Титаренко. Оба предка Горбачева вернулись на родину, отбыв сроки наказания, а Петра Титаренко расстреляли в 1937 году.

«Контрреволюционер» и «саботажник»

По информации, размещенной на официальном сайте Горбачев-Фонда (это краткие биографические сведения), дед Горбачева по матери, Пантелей Гопкало в 1937 году арестовывался по обвинению в участии в «контрреволюционной правотроцкистской организации». Больше года он провел под следствием, Пантелея Гопкало на допросах пытали и издевались над ним, выбивая признательные показания. Тем не менее, спустя 14 месяцев арестованного отпустили по протекции помощника ставропольского прокурора.

Все обвинения с Гопкало в итоге были сняты и через год после возвращения в родное село Привольное он даже избрался председателем колхоза.

Дед будущего генерального секретаря по отцу, Андрей Горбачев, к советской власти относился менее лояльно. От вступления в колхоз отказался, вел единоличное хозяйство на хуторе. Во время голода 1933 года в многодетной семье Горбачевых от крайнего истощения умерли три ребенка из шестерых. А на следующий год арестовали главу семьи – по официальному обвинению, Андрей Горбачев саботировал план посева зерновых, не сдав государству положенные пуды семенного материала.

Два года дед Горбачева валил лес под Иркутском. Отмеченный за ударный труд, вернулся домой раньше положенного срока. В колхоз он в итоге все-таки вступил. Как пишет в своей книге Николай Зенькович, в прошлом руководитель пресс-центра ЦК КПСС, Андрей Горбачев в родном Привольном руководил свинофермой.

Генсек сам читал дела арестованных дедов

Об этом Михаил Горбачев рассказывает в автобиографической книге «Жизнь и реформы», вышедшей почти четверть века назад. Генсек ребенком жил в семье Пантелея Гопкало, и помнит, как того арестовывали. Потом дом Горбачевых стали обходить стороной односельчане – боялись обвинений в связи с родственниками репрессированного.

По утверждению Михаила Горбачева, у него, как у высокопоставленного партийного деятеля, были возможности запросить дела своих репрессированных дедов, но решился он на это только в 1991 году. Архивные материалы Горбачеву предоставили по приказу председателя КГБ СССР Вадима Бакатина.

Как следует из материалов уголовного дела, заведенного на Пантелея Гопкало, на него донес ранее арестованный председатель райисполкома. Тому, в свою очередь, вменяли в вину руководство тайной правотроцкистской контрреволюционной организацией. Не выдержав долгих пыток, чиновник назвал свыше 50 фамилий якобы участников мнимой подпольной группы. Среди оговоренных оказался и Пантелей Гопкало, руководивший в 1937 году райземотделом.

В книге «Жизнь и реформы» приводятся выдержки из допросов Пантелея Гопкало. Виновным он себя категорически не признавал, хотя следователь очень настаивал на даче «правдивых показаний». Примечательно, что уголовное дело дошло до обвинительного заключения. Гопкало обвинялся в срыве урожая зерновых, целенаправленном уничтожении скота посредством сокращения его кормовой базы (оно выражалось в распашке сенокосных лугов). Также бывшему начальнику райземотдела вменяли в вину торможение развития колхозного движения стахановцев, якобы Гопкало не давал им развернуться в полную силу.

Все это Пантелей Гопкало, по версии следствия, проделывал в колхозе «Красный Октябрь» по заданию той самой контрреволюционной организации, подрывая  колхозную экономическую мощь. Схожие обвинения предъявлялись и Петру Параде, деду Раисы Титаренко, супруги Михаила Горбачева. Парада был расстрелян по постановлению «тройки».

Горбачев пишет, что, скорее всего, и Гопкало ждала та же участь, если бы по постановлению помощника прокурора Ставропольского края уголовное дело не переквалифицировали с «политической» 58-й статьи на 109-ю (должностное преступление) – сотрудник надзорного органа посчитал, что обвиняемый «не тянет» на троцкиста. После чистки ставропольских органов НКВД Пантелея Гопкало выпустили.

Причина ареста второго деда Михаила Горбачева по отцу в книге «Жизнь и реформы» изложена практически так же, как и на сайте Горбачев-Фонда, дополнительных деталей, касающихся предъявленных Андрею Горбачеву обвинений, в биографии последнего генерального секретаря ЦК КПСС нет.

Пантелей Гопкало умер на 59 году жизни, Андрей Горбачев прожил до 72 лет.