Новая коронавирусная инфекция бушует в мире уже полгода и пока никто из ученых не может прогнозировать окончание эпидемии. Более того, все чаще звучат предположения врачей, что ожидается вторая волна заболевания COVID-19. Когда это может случиться, и кто окажется в группе риска?
Как возникает «вторая волна»
В том, что вторая волна заражения SARS-CoV-19 вполне возможна, эпидемиологи из Института Роберта Коха в Берлине уже убедились. Первый случай заболевания новой коронавирусной инфекцией на японском острове Хоккайдо был отмечен 31 января 2020, затем количество больных стало расти и к концу февраля их было уже 66. Власти префектуры ввели ограничительные меры: попросили владельцев ресторанов и магазинов прекратить работу, а граждан — самоизолироваться дома. Также была прекращена деятельность всех учебных заведений. Через 2 недели количество новых случаев инфицирования упало до единиц и 19 марта руководители префектуры, несмотря на возражения местных врачей, под давлением фермеров и владельцев предприятий, терпящих убытки, частично отменили карантинный режим. Они оставили закрытыми только школы и некоторые государственные организации. На остров снова отправились студенты, специалисты крупных корпораций и временные наемные рабочие. К середине апреля на Хоккайдо было зарегистрировано 279 заболевших, к концу месяца — уже 495. Это при том, что количество жителей на острове колеблется около 5,5 млн. Новая вспышка эпидемии заставила администрацию префектуры вернуть ранее отмененные меры.
Похожая ситуация имела место и в городе-государстве Сингапуре. Карантинные распоряжения позволили властям очень быстро локализовать заболевание и практически прекратить заражение. Но как только ограничительные меры были сняты, оказалось, что все общежития иностранных рабочих представляют собой неучтенные очаги COVID-19. Трудовые мигранты Сингапура в одночасье превратили избавившийся от инфекции почти шестимиллионный город в «больницу, находящуюся на пределе возможностей», в которой каждый день регистрируются около 700 новых зараженных.
2 коронавируса – 2 похожих заболевания
Какой может быть вторая волна заболевания в России, отечественные врачи могут только предполагать. Но уже давно ученые всего мира обратили внимание на схожесть большинства симптомов заболевания COVID-19 и атипичной пневмонии, возникшей из-за инфицирования коронавирусом SARS-CoV в 2002 – 2003 годах. Академик РАН, профессор, завкафедрой эпидемиологии и доказательной медицины Сеченовского университета, главный внештатный эпидемиолог Минздрава России Николай Брико объясняет, что оба коронавируса внешне похожи – и тот, и другой имеют выступы, напоминающие зубцы короны или солнечного диска и одними из их переносчиков в цепочке передачи являлись летучие мыши. Оба коронавируса зародились в Китае – в 2002 году – в Гуандуне, а в 2019 – в провинции Хубэй, городе Ухань. Инфицирование такими вирусами вызывает у пациентов острый респираторный синдром, только разной степени тяжести. Но у атипичной пневмонии, вызванной SARS-CoV, летальность была 30% - 50%, а смертность от заболевания COVID-19 пока варьируется от 0,4 и до 10%.
Если исходить из статистики атипичной пневмонии, вызванной SARS-CoV, то распространение инфекции помимо Китая, произошло в Гонконге, Вьетнаме, Тайване, Сингапуре и Канаде. Всего было отмечено 8 098 случаев, из которых 774 закончились смертельным исходом. В основном это были пациенты старше 50 лет. Вторая волна заболевания наблюдалась только в Китае и то потому, что вспышку заболевания в ноябре 2002 года власти страны скрыли даже от своих граждан. И если осенью заболевали и умирали возрастные пациенты китайских больниц, то зимой и весной возраст зараженных варьировался от 25 и до 30 лет. На основании этих данных отечественные инфекционисты предполагают, что в группу риска возможной второй волны заражения SARS-CoV-19 могут войти молодые люди в возрасте до 35 лет, но переносить заболевание они будут намного легче, чем их ровесники изначально, потому что коронавирус станет менее агрессивным.
Такого же развития, как у SARS 2003 не будет
Однако подобную точку зрения даже в отечественной медицине поддерживают далеко не все. Академик РАН, заведующий кафедрой госпитальной терапии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, Александр Чучалин, объясняет, что коронавирус SARS-CoV, расшифрованный в 2003 году и SARS-CoV-19 отличаются друг от друга почти на 16 нуклеозидов. И, в первую очередь, поэтому сегодняшнее заболевание COVID-19 так быстро распространяется. На самом деле случаи атипичной пневмонии в 2003 году были зафиксированы более чем в 30 странах мира, например 174 - в США, по 6 - в Великобритании и Германии, по 5 - во Франции и Италии, 4 - в Австралии, по 1 - в Ирландии, Румынии, Бельгии и России. Но контагиозность у SARS-CoV гораздо ниже.
Пациенты с атипичной пневмонией в 2002 — 2003 годах могли заражать окружающих только после появления у них симптомов ОРВИ и это дало работникам здравоохранения всех стран бесценное время для изоляции инфицированных людей. Таким образом эпидемия атипичной пневмонии была полностью остановлена во всем мире через 9 месяцев после ее начала, хотя ни вакцина, ни лекарства на 100% так и не были созданы учеными. Но вот уже 16 лет в мире не выявлено ни одного случая обнаружения SARS-CoV. Однако это вовсе не означает, что ситуация с COVID-19 будет аналогичной. Наличие большого количества бессимптомных носителей вируса во всех странах это только доказывает.
В группе риска люди без антител
Но есть и похожие свойства этих двух коронавирусов, на которые надеются отечественные медики. Заведующий кафедрой пульмонологии Первого Московского государственный медицинского университета имени И.М. Сеченова, главный пульмонолог Минздрава России, профессор Сергей Авдеев рассказывает, что после перенесенной атипичной пневмонии в 2003 году у пациентов сформировался гуморальный иммунитет, произошла наработка антител — иммуноглобулина G. И такой фактор определялся примерно у 90% пациентов, инфицированных SARS-CoV. При этом уровни гуморального иммунитета у них были высокими на протяжении первых 2 лет после выздоровления. Поскольку оба коронавируса очень похожи, то такой же сценарий можно ожидать и при современной пандемии. Поэтому в группе риска второй волны COVID-19 находятся те люди, которые не имеют в крови антител — иммуноглобулинов G. Для их выявления во всех странах, в том числе и в России, планомерно осуществляется тестирование населения. Но как будет осуществляться защита такой категории людей во время второй волны заражения, медики еще не знают.