Первый случай перехода советского летчика на сторону Германии произошел 22 июня 1941 года в небе над Кенигсбергом. По данным немецкого исследователя Йоахима Хоффманна, только за 1943 года к немцам перелетело 66 самолетов. Из-за ограниченности архивных данных точное количество предателей за всю войну назвать трудно. Основная масса «сталинских соколов», служивших в люфтваффе, была завербована в лагерях военнопленных полковником Виктором Мальцевым.
Восточная эскадрилья
Осенью 1943 года по инициативе подполковник Холтерса, начальника пункта обработки разведывательных данных в штабе люфтваффе, началось формирование авиаотряда Русской освободительной армии. Для подготовки кадров был организован лагерь возле городка Морицфельде. В нем размещалось 15 русских летчиков и 15 декабря 1943 года из них собрали «восточную эскадрилью» под командованием белоэмигранта Тарновского. С января 1944 года отряд перевели в Двинск, где он участвовал в бомбардировке партизан.
За вербовку кадров отвечал полковник Виктор Иванович Мальцев, с 1918 года служивший летчиком в Красной армии. В марте 1938 года Мальцева арестовали как участника «фашистского заговора». В заключении он подвергся пыткам, виновным себя не признал и был оправдан. Стал убежденным антикоммунистом и с началом войны перешел на сторону немцев.
Полковник Мальцев ездил по лагерям, встречался с пленными офицерами и уговаривал их переходить в РОА. К лету 1944 года под его контролем было сформировано три группы численностью 28 летчиков, которые привлекались для перегонки самолетов с немецких авиационных заводов на прифронтовые аэродромы. После разговора с Мальцевым на сотрудничество с врагом пошли капитан Семен Бычков и старший лейтенант Бронислав Антилевский. До того как стать предателями Родины, они оба были удостоены звания Героев Советского Союза.
Бычков и Антилевский перегоняли самолеты, позднее занимались обучением летчиков РОА пилотированию немецких истребителей. Предатели ездили по лагерям, где призывали советских военнопленных присоединяться к Власову и вместе бороться против коммунизма. Интервью с бывшими Героями СССР публиковались в газете РОА «Доброволец».
1-й авиационный полк
В сентябре 1944 года с санкции Геринга началось формирование 1-го авиационного полка Комитета освобождения народов России. Мальцев был назначен командующим ВВС РОА и получил звание генерал-майора. Заместителем начальника штаба стал бывший командующий авиации 20-й армии РККА, полковник Ванюшин, а оперативным отделом командовал майор Меттль. По данным исследователя Хоффмана к 1945 году ко всей авиации РОА было приписано 5000 человек.
Историк Кирилл Александров, изучив архивные материалы, считает, что в составе подразделения служило 38 летчиков-асов. Командовал полком полковник-белоэмигрант, Леонид Байдак, эскадрилью штурмовиков возглавил майор Семен Бычков, а бомбардировщиков капитан Бронислав Антилевский. В подразделении была разведывательная эскадрилья капитана Артемьева и транспортная эскадрилья капитана Тарновского.
Первый и последний бой
Повоевать пилотам-предателям не пришлось. К моменту полного формирования эскадрилий советские войска теснили войска вермахта, и дни рейха были сочтены. Единственным боем, где полк сражался против Красной армии, стала поддержка шестью бомбардировщиками наступления 1-й дивизии РОА на советский плацдарм Эрленгоф.
Бомбардировка произошла 13 апреля 1945 года, а 27 апреля в районе Лангдорфа полк сдался в плен американцам. В сентябре 1945 года 200 офицеров подразделения были переданы советской стороне. Майор Тарновский как старый белоэмигрант мог избежать выдачи, но добровольно решил быть со своими товарищами до конца. После следствия и суда они были расстреляны или получили большие сроки лагерей. В руки НКВД не попал только командир полка Байдак и офицеры штаба – Климов и Альбов.