11/12/23

Выдвинута новая гипотеза, претендующая на «Теорию всего»

В настоящее время в науке существует две физики, которые противоречат друг другу. Ученые и инженеры применяют ту физику, которая им кажется уместной в данной ситуации. Но такая ситуация, конечно, тяготит всех, и выхода из нее пока не просматривается.

Профессор Джонатан Оппенгейм выступил с революционной теорией, которая призвана спасти физику. Он назвал ее «квантовой гравитацией». Возможно, этот термин ни о чем вам не говорят, но мы попытаемся кратко и просто объяснить.

Две физики

Две физики, которые мы упоминали ранее, — теория относительности и квантовая механика — появились практически одновременно в начале ХХ века. Благодаря Альберту Эйнштейну у нас есть, например, спутниковая навигация, основанная на его теории. А благодаря квантовой механике, мы сейчас можем пользоваться компьютерами и смартфонами. Да и вообще почти вся электроника — это чистейшая квантовая механика.

«Кисель» Альберта Эйнштейна

Теория относительности воспринимает мироздание как море тягучего «киселя». Солнце, Луна, звезды и планеты и даже мы с вами плаваем в этом «киселе» и создаем волны. Окружающее пространство-время при этом искривляется, но мы не замечаем этого, потому что мы погружены в него. Ученые провели множество экспериментов, и все они подтвердили правоту Эйнштейна. Опровергнуть же теорию относительности пока ни у кого не получилось.

«Песчаный ураган» квантов

Квантовая механика — это как будто вы идете сквозь песчаный ураган. В лицо вам бьют песчинки. Здесь нет никакого «киселя», ничего вязкого и непрерывного. Есть сикстиллионы частиц, о которых мы ничего не знаем и, возможно, никогда не узнаем. В этом мире все странно. Можно общаться быстрее скорости света, путешествовать во времени, телепатировать и телепортироваться. Сотней опытов было подтверждено, что все это также возможно. И также нет ни одного свидетельства против.

Король-гравитация

Если бы квантовые физики и сторонники Эйнштейна сели играть в фантастические шахматы, где каждая фигура — спор или противоречие между ними, стороны выставили бы по несколько сотен фигур. Но среди них была бы одна — король — который есть суть непримиримого спора. Имя ему — гравитация.

Эйнштейн считал, что гравитация — это искривление пространства-времени, и, по сути, этой силы как таковой нет. Гравитация — это скорее форма. Квантовая механика же говорит, что гравитация — это поле, как электрическое и магнитное, и ее переносит единица гравитационного воздействия — гравитон, который, к сожалению, никто не видел. Да и вообще непонятно, существует ли он

Теория всего

Попыток примирить спорщиков было много, включая теорию струн. Но профессор Оппенгейм решил ударить в самое сердце. В квантовую неопределенность. Гравитация Эйнштейна заранее задана и понятна. Она не меняется просто так. Но гравитация квантовой теории непредсказуема и постоянно меняется.

Оппенгейм говорит: а что, если пространство-время не есть холодный, устоявшийся «кисель», а как бы находится на конфорке и потому постоянно подогревается. Пространство-время при этом слегка колеблется. Создается квантовая неопределенность там, где Эйнштейн видел статику.

Гипотеза Оппенгейма

Такая теория на самом деле, решила бы все. Уравнения квантовой механики, в которых присутствуют вероятности, можно бы стало применять и в теории относительности. Мир Эйнштейна сохранился бы, но стал немного колеблющимся. Квантовая механика также не пострадала бы. И это и есть предложенная теория квантовой гравитации.

Истинность теории

Можно ли это проверить? Да, утверждает создатель гипотезы квантовой гравитации. Согласно ей, вес любых тел и предметов во Вселенной должен колебаться. И признаки этого имеются. Так, например, известно, что эталон килограмма, хранящийся в Международном бюро мер и весов (в Париже) каждый век «худеет» на миллионные доли грамма. Вряд ли это происходит из-за «испарения» металла.

Теория Оппенгейма предлагает куда более простое и реалистичное объяснение — непостоянность гравитационной постоянной. Но как это проверить, пока не понятно. Ведь и обычные механические весы, и пока самые точные — атомные — подвержены влиянию теории относительности и квантовой механики, соответственно, извне.

Так что нужно будет найти какой-то измерительный прибор или способ измерения, который будет находиться за пределами действия обеих теорий или, наоборот, в том узком месте, где они пересекаются…