Выгнали с флота и посадили: что стало с лучшим подводником СССР Александром Маринеско

Судьба подводника Александра Маринеско во многом уникальна и противоречива. Человек, совершивший «атаку века», лишив гитлеровскую Германию элиты подводных войск, после войны оказался в глубокой опале и даже на несколько лет попал в лагеря. Его любили подчиненные и ненавидели начальники. Самоотверженное мужество Маринеско уживалось с болезненным пристрастием к кутежам, выпивке и женскому полу. А удача, столько раз сопутствовавшая ему в темных водах Балтийского моря, мгновенно покидала знаменитого капитана, стоило тому лишь сойти на сушу.

Жизнь до войны

Александр Иванович Маринеско появился на свет в январе 1913 года в Одессе. Своей необычной фамилией он обязан отцу, румыну Иону Маринеску. Вместе с фамилией, будущий Герой Советского Союза унаследовал от отца и «поперечный» характер. Ион в свое время работал кочегаром на румынском флоте, однако очень часто вступал в открытую перепалку с командирами. Так продолжалось ровно до того случая, когда Ион огрел лопатой несправедливо обидевшего его офицера и покинул страну, найдя свое счастье в Одессе. Там он познакомился с крестьянкой Татьяной Коваль и вскоре пара произвела на свет двух отпрысков — Александра и Валентину.

Конечно, созвучие фамилии Маринеско и румынского слова mare («море») — всего лишь случайность. Однако с ранних лет юный Александр хотел стать моряком. Отучившись в школе юнг, в 1930 году он поступает в Одесское мореходное училище и спустя три года начинает ходить помощником капитана на судах «Ильич» и «Красный флот». Позднее сослуживец Маринеско, Геннадий Зеленцов, будет рассказывать, что человек, ставший «подводником №1», никогда не хотел становиться военным. Пределом его мечтаний была служба в торговом флоте.

И все же в 1933 году Маринеско направили на курсы комсостава РККФ, с которых и началась его карьера подводника. Как и в училище, Маринеско вновь зарекомендовал себя блестящими успехами в учебе, и уже в 1939 году его назначили командиром подводной лодки М-96, также известной как «Малютка». Год спустя молодой командир получил свою первую награду — именные золотые часы. Однако уже во время службы на «Малютке» Маринеско заработал и первое серьезное взыскание за недостойное поведение.

Война на Балтике

За полгода до начала Великой Отечественной войны капитан II ранга Евгений Юнаков давал командиру М-96 следующую характеристику: «Маринеско решителен, смел, находчив и сообразителен. Отличный моряк. Умеет быстро ориентироваться и принимает верные решения». Эти навыки вскоре очень пригодились во время войны на Балтике. Балтийское море — непростое место для ведения подводной войны. Небольшие глубины и неровное дно очень сильно затрудняли действия советских подводников. И это не говоря уже о минных заграждениях, которые отправили на дно не одну субмарину.

Однако Маринеско безумно везло. За всю войну он шесть раз выходил в море в качестве командира подводной лодки. Кому-то может показаться, что шесть выходов за четыре года войны — это слишком мало. Однако если посмотреть на статистику, то из 170 подводных лодок, которые участвовали в боевых действиях на стороне СССР, погибла 81 субмарина. Иными словами, была уничтожена почти половина подводного флота страны. Поэтому во время очередного выхода в море считалось большой удачей уже просто вернуться в родной порт. Характерно, что М-96, на которой Маринеско ходил до марта 1943 года, пропала без вести 8 сентября 1944 года во время разведки минных заграждений.

Итак, в 1943 году Маринеско был назначен командиром субмарины С-13. И это был как раз тот случай, когда «несчастливое» число, наоборот, принесло экипажу огромную удачу. Из десяти субмарин этого типа до окончания войны не дожила ни одна, кроме С-13 под командованием Маринеско. Однако в 1943 году С-13 так и не вышла в поход. Одной из причин простоя стал очередной пьяный скандал с участием Маринеско. Моряки же, свято верившие в прирожденный талант и удачу своего командира, не желали идти в море под началом кого-то другого. Но уже в сентябре 1944 года субмарина атаковала немецкий транспортный корабль «Зигфрид», за что Маринеско получил орден Красного Знамени.

Атака века

По-настоящему «урожайным» стал 1945 год. Тогда во время похода, длившегося с 9 января по 15 февраля, Маринеско совершил самую крупную торпедную атаку за всю войну. Для полноты картины стоит отметить один весьма любопытный факт. Под самый Новый год Маринеско в очередной раз крупно проштрафился перед начальством. Он на двое суток самовольно покинул подводную лодку, а за это время экипаж, лишенный командира, успел вступить в конфликт с местным населением. В итоге С-13 назначили «штрафной» поход, в ходе которого экипаж должен был искупить свою вину в бою.

30 января С-13 обнаружила и атаковала немецкий корабль «Вильгельм Густлофф». Об этом судне следует рассказать отдельно. «Вильгельм Густлофф» был спущен на воду в 1937 году. Десятипалубный гигант стал одним из самых крупных судов того времени. До войны корабль использовался как круизный лайнер, а также служил мощным средством пропаганды. Впервые у рабочих Германии, а позднее и присоединенной Австрии, появился шанс отправиться в круиз на комфортабельном лайнере. Мир облетели кадры, где простые рабочие наслаждаются сервисом, который ранее был доступен только представителям буржуазии. Тем самым Гитлер хотел показать, что в нацистской Германии удалось построить общество, более не разделенное по классовому признаку, где обычный рабочий может позволить себе морское путешествие.

С началом войны «Вильгельм Густлофф» несколько раз менял свое назначение. Сначала из него сделали плавучий госпиталь, при этом корабль также продолжал выполнять функции пропаганды. В польскую кампанию на «Вильгельма Густлоффа» доставляли не только раненых немцев, но и поляков, что должно было стать свидетельством гуманности нацистского руководства. Позднее, на бывший круизный лайнер планировали возложить более амбициозную задачу — транспортировку войск в случае вторжения в Великобританию. Но, как известно, Гитлеру так и не удалось стать новым Вильгельмом Завоевателем. Поэтому большую часть войны «Вильгельм Густлофф» служил плавучей казармой для моряков Кригсмарине. Когда же Красная Армия подступила вплотную к Восточной Пруссии, судно стали использовать для эвакуации гражданского населения.

В тот злополучный день на борту находились более 10 тысяч человек. Большую часть из них составляли беженцы (8 956 человек). Также на судне находилось 918 курсантов-подводников, 173 члена экипажа, 373 женщины из состава вспомогательного морского корпуса, 162 военнослужащих с тяжелыми ранениями. Торпедированное судно затонуло за считанные часы. Люди оказались в ледяной воде, что было равносильно неминуемой смерти. В итоге после чудовищной катастрофы спастись смогло лишь около двух тысяч человек  — их подобрали подоспевшие немецкие корабли.

Опала

Конечно, правомерность действий Маринеско до сих пор вызывает множество споров. Тем не менее с чисто юридической стороны командир советской подводной лодки имел все основания торпедировать корабль. «Вильгельм Густлофф» имел маскирующую окраску, нес на себе вооружение, перевозил действующих военнослужащих — иными словами, не являлся гражданским судном. То есть принятие беженцев на военный корабль проводилось на страх и риск немецкого командования. Более того, на советской субмарине могли и вовсе не знать о таком большом количестве гражданского населения на атакованном корабле.

Потопление «Вильгельма Густлоффа» стало самой крупной торпедной атакой советского подводного флота. Более того, в том же походе экипажу субмарины удалось отправить на дно еще один крупный корабль — «Штойбен». За «атаку века» Маринеско не только простили новогоднюю выходку, но и представили к Герою Советского Союза. Однако, помня все предыдущие взыскания, высшую награду решили заменить орденом Красного Знамени. Само собой, после столь блистательного «штрафного похода» от Маринеско ждали новых потопленных кораблей. Но в последнем походе с 20 апреля по 13 мая Маринеско не выполнил ни одной боевой задачи. Кроме того, командир субмарины все чаще пренебрегал своими обязанностями и все больше пил.

В результате в сентябре 1945 года капитан III ранга Александр Маринеско был понижен в звании до старшего лейтенанта и назначен командиром тральщика. Через пару месяцев его и вовсе уволили из ВМФ. В 1949 году Маринеско, в то время замдиректора Ленинградского НИИ переливания крови, вновь оказался в центре  скандала. На этот раз против «подводника №1» было заведено дело за хищение социалистической собственности. Тогда Маринеско раздал нуждающимся сотрудникам неучтенные торфяные брикеты. Проступок был оценен в три года лагерей. Незадолго до своей смерти в 1963 Маринеско был реабилитирован: ему вернули прежнее звание и пересмотрели дело о хищении. Однако звание Героя Советского Союза было присвоено Маринеско лишь в 1990 году, не без нажима  общественности.