Когда в 1944 году началась высадка англо-американских войск в Нормандии, то уже в первые недели среди захваченных пленных союзники с удивлением обнаружили множество представителей самых разных народов.
Атлантический вал Гитлера защищали солдаты различных национальностей. Кроме немцев там были представители всех оккупированных Третьим рейхом стран. Причём поляков в частях вермахта оказалось чуть ли не больше, чем в рядах союзников. Как ни странно, немало было и русских. С той только оговоркой, что для европейцев и американцев русскими были все граждане СССР любой национальности. А помимо русских, украинцев и белорусов в соединениях вермахта во Франции находилось много грузин, армян и других представителей народов Кавказа и Средней Азии.
Откуда взялись нерусские «русские» во Франции?
Изначально при планировании войны против СССР в Третьем рейхе не собирались включать местных жителей в состав немецких вооруженных сил. Командование вермахта рассчитывало справиться с Советским Союзом быстро и полагало, что имеющихся у него сил вполне хватит.
Когда стало ясно, что «Блицкриг» полностью провалился, то изменился и взгляд на ведение войны. В том числе было решено использовать советских граждан в войне против СССР. Началась активная вербовка добровольцев в лагерях для военнопленных. При этом немецкое командование сразу стало разделять всех потенциальных добровольцев по национальности, сделав ставку в своей пропаганде и на борьбу за независимость.
В апреле 1942 года Гитлер издал распоряжение об использовании представителей народов Кавказа и Средней Азии против партизан и на фронте, в качестве полноправных союзников. Началось формирование «восточных легионов»: Туркестанского, Грузинского, Армянского, Азербайджанского, Волжско-татарского. Общее количество представителей тюркских и кавказских народов, прошедших через эти легионы, достигло 210 тысяч человек.
К концу 1942 года первые восточные батальоны были созданы. Однако, хотя некоторые части проявили себя хорошо, в целом опыт их использования оценивался командованием вермахта негативно. В первую очередь из-за того, что отдельные группы, а порой и целые подразделения уходили к партизанам. Такие случаи особенно участились в связи с изменением ситуации на фронте и успехами Красной Армии.
Таким образом, применение восточных батальонов на Восточном фронте стало невозможным. Единственным выходом было перебросить их на другие позиции театра военных действий: на Балканы или во Францию.
Согласно распоряжению Генштаба вермахта № 10570/43 от 2 октября 1943 года, все восточные легионы, кроме Азербайджанского, отправлялись во Францию.
Восточные батальоны на защите Атлантического вала
Переведенные во Францию восточные батальоны использовались по-разному. Часть из них была распределена в южную Францию и образовала Добровольческую восточную кадровую дивизию (Freiwilligen-Stamm-Division). В нее входили 5 полков, из которых 1-й составляли грузины, туркестанцы и представители народов Северного Кавказа, 2-й — армяне, азербайджанцы и поволжские татары, остальные три были укомплектованы русскими и украинцами. Впрочем, дивизию почти сразу расформировали, в боях она не участвовала.
Сведения о точном количестве восточных батальонов, направленных во Францию, и особенно об их использовании противоречивы.
В своей книге «Восточные легионы и казачьи части в Вермахте» Сергей Дробязко и Андрей Каращук пишут, что к началу высадки союзников в Нормандии на территории Франции, Бельгии и Голландии находилось более 30 восточных и казачьих батальонов. Из них в обороне северного побережья, то есть непосредственно на Атлантическом валу, были задействованы 16. При этом авторы не дают данных по подразделениям, укомплектованным русскими, украинцами и белорусами. В немецких же документах их не разделяли, и определить национальность батальона можно было лишь по номеру.
Практически все восточные батальоны были включены в состав полков различных дивизий, поэтому во многих документах они уже обозначаются иначе.
Например, 797-й грузинский батальон в апреле 1944 года стал 1-м батальоном 739-го крепостного гренадерского полка 709-й пехотной дивизии. А перед самой высадкой союзников он был передан 922-у полку соседней 243-й пехотной дивизии.
Немецкие войска на Западе в тот период можно сравнить с лоскутным одеялом: соединения собирались из разных частей и вооружались чем попало. Понятно, что в такой ситуации бывало сложно отследить судьбу многих формирований.
Но можно точно сказать, что на всем протяжении атлантического побережья, от Бреста до Голландии, дислоцировались 4 грузинских батальона, 4 армянских, 2 северо-кавказских, 2 волжско-татарских, 2 туркестанских и 1 казачий батальон.
Судьба восточных батальонов
Судьба восточных батальонов, особенно тех, что оказались непосредственно в зоне высадки англо-американских войск, не всегда ясна. Так, по данным, которые приводит в своей книге «Проклятые солдаты. Предатели на стороне III рейха» Сергей Чуев, упомянутый выше 797-й грузинский батальон, переходивший в разные дивизии и менявший названия, был ещё в 1943 году разоружен немцами, как ненадёжный. Но по немецким документам он воевал и погиб в числе первых непосредственно в зоне высадки. Вместе с 797-м сражался и 795-й грузинский батальон, входивший в состав 709-й дивизии. Последняя была разгромлена. А вот ещё один грузинский батальон, 823-й, находился на Нормандских островах (в составе 319-й дивизии) и капитулировал лишь 9 мая 1945 года.
Два армянских батальона (808-й и 813-й) в составе 15-й армии погибли в Нормандии.
800-й северо-кавказский воевал в Бресте, далеко от зоны высадки, но также был полностью уничтожен. Такая же судьба постигла 798-й грузинский батальон, расположенный в Бискайском заливе. Он был окружен в городе Сен-Назере и сдался союзникам.
Единственными, кто не закончил свою историю в Нормандии, были 835-й северо-кавказский и 781-й туркестанский батальоны. 835-й входил в состав 34-го полка 17-й авиаполевой дивизии. После разгрома последней уцелевший батальон переформировали в строительный и передислоцировали в Нидерланды. 781-й батальон в боях не участвовал, был выведен с территории Франции и просто распущен.
Что касается частей, расположенных в Бельгии и Голландии, то они не попали под первый удар союзников. По данным Сергея Чуева 822-й грузинский батальон, находившийся в Голландии на острове Тексель, в апреле 1945 года взбунтовался и был уничтожен немцами. 812-й армянский батальон был ликвидирован в боях в районе Утрехта, когда союзники вторглись в Голландию.
Оба волжско-татарских батальона (826-й и 827-й) были разоружены, так как отказались сражаться.
Остальные части в боях участия не принимали и были расформированы.