Иван Максимович Поддубный прожил яркую и интересную жизнь. Его биографы до сих пор ведут ожесточенные споры о том, кем он был: русским или украинцем? Мнения на это счет разделились, но известно, что легендарный борец, которого называли «чемпион чемпионов», происходит из старинного рода запорожских казаков.
Он родился в Полтавской губернии, с раннего детства занимался тяжелой крестьянской работой, затем перебрался в Крым, был грузчиком в портах Феодосии и Севастополя. Недюжинная физическая сила привела молодого человека на арену цирка, где парень с легкостью побеждал всех своих соперников.
Слава о богатыре быстро распространилась по всему миру. Иван Поддубный участвовал в турнирах по французской борьбе, не проиграл ни одного. Хотя отдельные поражения все же случались, но за 40 лет его профессиональной карьеры их можно буквально пересчитать по пальцам. Шестикратный чемпион мира, постоянный победитель турниров во Франции, Германии, Италии. Он был самым известным спортсменом своего времени.
По причине полной аполитичности в годы Гражданской войны Иван Поддубный не принял ни одну из сторон, не поддерживал ни большевиков, ни анархистов, ни белогвардейцев. Борец выступал на аренах цирков, несмотря на все опасности того времени. Как-то его чуть не застрелили махновцы.
В 1924-1926 годах спортсмен с большим успехом гастролировал по Германии и США, неизменно побеждая местных чемпионов, а ведь тогда ему было уже хорошо за 50. На родине Поддубного встречали как героя. А в 1939 году «за выдающиеся заслуги в развитии советского спорта» ему вручили орден Трудового Красного Знамени.
Легендарный силач продолжал выступать на цирковой арене, окончательно покинув борцовский ринг лишь в начале 1941 года.
Великий спортсмен несколько месяцев прожил в фашисткой оккупации. В 1927 году он и его вторая супруга Мария Семеновна Машонина поселились в провинциальном приазовском городе Ейске. Они не эвакуировались перед приходом гитлеровцев, которые владели городом с августа 1942 по февраль 1943 года.
Исторические сведения об этом периоде жизни Ивана Поддубного сильно разнятся. Одни источники называют его чуть ли не пособником фашистов, другие указывают, что борец мог тайно вести подпольную работу.
Краевед Геннадий Климентьев в своей книге «С любовью о Ейске: история города в коротких рассказах» (Краснодар,1998г.) написал, что легендарный чемпион не принял ни одну из противоборствующих сторон. Он просто воспользовался тем, что немецкие захватчики ничего не имеют против частного бизнеса, и открыл в городе бильярдную.
Польский историк и публицист Збигнев Войцеховский в работе «Иван Поддубный. Одолеть его могли только женщины» отмечает, что борец одинаково негативно относился, как к коммунистам, так и к фашистам. Например, на прямой вопрос высокопоставленного немецкого офицера о его оценке двух политических систем, легендарный чемпион ответил: «Сталин – дьявол, а Гитлер – сатана».
Многих удивляет, что фашисты не тронули Ивана Поддубного, хотя во время оккупации он упрямо и своевольно разгуливал по улицам Ейска с орденом Трудового Красного Знамени на своей широкой груди. Просто солдаты Вермахта и офицеры СС были мальчишками во время гастролей борца по Германии в 1924 году. Они помнили свой детский восторг перед недюжинной силой этого человека. Кроме того, военный комендант порта, если верить некоторым историкам, был одним из соперников, с которыми когда-то встречался на ринге Иван Поддубный. Этот офицер дал команду не трогать спортсмена, которому в то время уже перевалило за 70.
Крестный сын знаменитого борца Юрий Петрович Коротков вспоминал, что одного из фашистов возмутила советская награда на груди Поддубного, он попытался сорвать орден, но тут же поплатился. Иван Максимович швырнул наглеца через забор под хохот других немецких солдат. Когда возмущенный гитлеровец схватился за оружие, ему объяснили, что это за человек. Инцидент был исчерпан.
Если подвыпившие немцы начинали плохо вести себя в бильярдной, Поддубный обычно вышвыривал их оттуда за шкирку, не считаясь со званиями. И ему это сходило с рук.
Приглашали прославленного спортсмена перебраться в Германию – тренировать молодых борцов, но он наотрез отказался.
После освобождения Ейска сотрудники НКВД проверяли, чем занимался Поддубный во время оккупации города. С него сняли все подозрения в пособничестве фашистам, установив, что пресловутая бильярдная была чисто коммерческим предприятием.
Впрочем, спортсмена все-таки наказали за этот бизнес: отношение к нему заметно изменилось. Последние годы жизни легендарный борец провел в забвении. Умер в 1949 году от инфаркта, похоронен в Ейске.
Как вспоминал земляк чемпиона Николай Морев: «Когда я вернулся домой после войны, то удивился переменам. Поддубного уже нигде так не афишировали. Те, кто занимал высокое положение в городе, старались его избегать».
Легенда о том, что Иван Поддубный в годы Великой Отечественной войны героически боролся с немецким танкистом, возникла не на пустом месте.
В мае 2016 года немецкий журнал «Шпигель» и ряд других информационных ресурсов рассказали своим читателям о могиле Ивана Поддубного, расположенной в польском местечке Борне-Сулиново.
На восточной окраине этого городка находится кладбище советских воинов. Одна из могил отмечена особо: гранитный монумент высотой 2 метра изображает огромную человеческую руку с автоматом. На надгробном камне имеется надпись: «Иван Поддубный».
Немецкие журналисты отметили, что главная улица Борне-Сулиново, в котором сейчас проживают около 5 тысяч человек, до войны была названа в честь Гитлера, а потом носила имя советского солдата Ивана Поддубного.
Вот как «Шпигель» описывает его подвиг: «В 1946 году нескольким подвыпившим русским однажды показалось, что в одной из близлежащих деревень им повстречались немцы, и они, вооруженные автоматами, напали на них. Впоследствии выяснилось, что это были поляки, которые оказали им сопротивление на танках. В итоге, погибли около 300 русских и 16 поляков. Среди погибших оказался и «предводитель» пьяных русских по имени Иван Поддубный…»
Даже неискушенный в военных вопросах человек усомнится в правдивости этой истории. Откуда у деревенских поляков, страдающих от произвола пьяных русских, взялись танки?
Борне-Сулиново появилось на гражданских картах лишь в 1993 году, раньше это был засекреченный военный городок, построенный немцами. Здесь размещался «Африканский корпус» под командованием Эрвина Роммеля, а также штаб генерала Хайнца Гудериана. После войны в этом местечке дислоцировалась 6-я гвардейская мотострелковая Витебско-Новгородская дивизия.
Подвиг старшины Ивана Поддубного, который был просто тезкой и однофамильцем известного борца, преподносился совсем по-другому советским солдатам, служившим в военном гарнизоне Борне-Сулиново, и офицерским детям.
Как вспоминает бывший военнослужащий Юрий Перепалов, памятник герою был установлен возле контрольно-пропускного пункта. Дежурившие там посменно солдаты охраняли подземные склады с оружием и боеприпасами. Однажды на КПП совершили нападение некие диверсанты, стремившиеся завладеть стволами и патронами. Под видом проверяющих злоумышленники прошли в караульное помещение и тихо вырезали всех солдат, оставили в живых лишь старшину Поддубного.
Диверсанты хотели с его помощью пройти через пост охраны, пленник должен был лично назвать пароль, чтобы усыпить бдительность часового. Но старшина пожертвовал своей жизнью. Он закричал знакомому солдату: «Рядовой Иванов, стреляй по мне. За мной – враги!» Тот выполнил свой долг. Злоумышленники, стремившиеся завладеть советским оружием и боеприпасами, были уничтожены.
Вот такой подвиг. А потом кто-то краем уха что-то услышал, неправильно понял, и пошла в народе гулять легенда о знаменитом спортсмене Иване Поддубном, героически боровшемся с немецким танкистом.
Кстати, у легендарного чемпиона был еще один однофамилец – и тоже настоящий герой. Речь идет о Николае Ивановиче Поддубном (1922-1944 гг.), который погиб в Крыму. Он сражался вместе со своими бойцами, но их танк был подбит, а боеприпасы закончились. Фашисты жестоко пытали пленных, но ничего от них не добились. Советских воинов расстреляли, согнав к месту казни местное население. Герои приняли смерть как настоящие мужчины: они сумели подняться на ноги, хотя сделать это после пыток было практически невозможно.